С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» (пьеса-сказка)

0
32
изучение информатики

Цели: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», определить основную идею сказки; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, музыке и живописи; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; книга «Двенадцать месяцев»; карточки-анаграммы; план урока в рисунках, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; записи музыкальных пьес «Баркаролла», «На тройке», «Апрель» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней, весенней природы; толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.

– С творчеством какого автора мы сегодня познакомимся? Вы сможете ответить на этот вопрос, решив следующее задание: «По первым буквам угаданных анаграмм сложите фамилию известного детского писателя».

ЯМКА – … (МАЯК)

ФАРА – … (АРФА)

УДАР – … (РУДА)

ПАЛАШ – (ШПАЛА)

СТАИ – … (АИСТ)

СТУК – … (КУСТ)

Ответ: МАРШАК.

– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С. Маршака. Тема урока «С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)».

Пьеса-сказка – это произведение для театрализованного представ-ления.

– Зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.

На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. После выполнения каждого задания, мы будем срывать подснежник и класть в корзину. Кто лучше работает, тот и сорвет цветок.

На доске оформлен план урока на альбомных листах, к каждому альбомному листу прикреплен подснежник, выполненный в технике ОРИГАМИ. На столе учителя стоит небольшая корзинка. Учащиеся после выполнения каждого этапа урока будут «срывать» подснежники с доски и ставить в эту корзинку.

План урока

Учитель проводит анализ плана урока.

– Что же нас ждет на уроке?

1. Вы расскажете, что знаете о жизни и творчестве С. Я. Маршака.

2. Разберем, какими средствами и как можно передать настроение природы.

3. Проведем словарную работу.

4. Прочитаем отрывок.

5. Поделимся своими впечатлениями.

6. Проведем конкурс «Самое красивое предложение о подснежнике».

7. Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.

III. Разговор о творчестве С. Я. Маршака.

– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?

Родился в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком.

– Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Еще Самуил Маршак написал хорошо знакомые вам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.

Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.

– Какие произведения он написал? О чем они?

– В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

IV. Беседа о средствах выразительности.

– Вы знаете, что передать свое настроение, описать природу можно с помощью слова. Этим занимается литература. Какие виды искусства еще передают настроение? (Живопись и музыка.)

– Музыка и живопись передают настроение, описывают состояние природы.

– Какие краски должен взять художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)

– А как передать осеннее настроение в музыкальном произведении?

– Какая будет музыка? (Музыка будет тихая, медленная.)

– Что можно услышать в этом музыкальном произведении? (Как падают листья, улетают птицы, плачет дождик.)

– Изменится ли настроение природы весной?

– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)

– А какая будет музыка у весны? (Громкая, веселая, быстрая, потому что все просыпается. В этой музыке можно услышать, как распускаются почки на деревьях, как строят гнезда птицы, как первые бабочки расправляют свои крылышки.)

– Давайте поиграем. Сейчас прослушайте 2 музыкальных произведения П. И. Чайковского и определите, какое время года изобразил композитор.

– Что вы представили, слушая каждое музыкальное произведение?

– Какие запахи вы почувствовали?

– Какие звуки услышали?

– Какие чувства пробудили в вас эти музыкальные произведения?

– Первое музыкальное произведение рассказывает о лете. Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Широко и привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

– Второе музыкальное произведение – пьеса П. И. Чайковского «На тройке» рассказывает о настроении, о музыке ноября.

Слушаешь ее, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, – белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздается протяжная песня ямщика.

Музыка словно передает нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невеселое настроение.

– Соотнесите данные музыкальные произведения с произведениями живописи.

На доске зрительный ряд: репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней и весенней природы.

– Значит, настроение природы может быть передано в музыке и живописи.

– Девочка встречает в лесу двенадцать братьев. Они очень похожи? Чем они отличаются? (Внешностью, голосом.)

– Будут ли отличаться голоса зимних месяцев и весенних месяцев? (Зимние месяцы должны говорить громко, голос у них низкий как у взрослого человека. А у весенних месяцев голосок звонкий, детский.)

V. Словарная работа.

– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске.

Указ – постановление, которое создается людьми, имеющими власть;

Мачеха – неродная мать;

Посох – волшебный предмет;

Прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки;

Твой черед – твоя очередь;

Не гневайся – не ругайся, не злись, не сердись;

Дуйте, что есть мочи – во всю силу;

Проворные руки – умелые, работящие;

Видимо-невидимо – очень много;

Деваться мне некуда – некуда пойти, безвыходное положение.

VI. Первичное чтение отрывка.

Учитель и хорошо читающие ученики читают отрывок по ролям.

– О чем хотел рассказать автор в сказке?

– Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)

VII. Чтение сказки детьми. (10 минут.)

VIII. Анализ отрывка.

– Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

– Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

– Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.

IX. Конкурс на лучшее предложение о подснежнике.

– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».

– Какие звуки вы услышали?

– Что вы представили?

– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

У композитора Гречанова есть песенка, в которой поется… Попробуйте угадать, о ком:

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

– «Зеленая ножка»… Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».

– Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

– Как называет подснежник девочка?

– А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

– Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки.

«Подснежник выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках».

«На опушке леса нежился хрустальный подснежник».

«Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему».

Учащиеся определяют победителя в этом конкурсе.

X. Итог урока.

– С каким произведением вы познакомились?

– К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?

– Что же такое «пьеса-сказка»?

– Что вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?

– Чему учит нас это произведение?

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)

– Назовите сказочные элементы этого произведения?

– Какие виды искусства описывают красоту природы?

– Какое же задание получила Падчерица?

– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь