Русский язык 4 класс. Тема: Устаревшие и новые слова

0
831
window

Цель: ознакомление с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений о различиях между архаизмами и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»; формирование научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); совершенствование умений работать со словарями. Развитие речевых умений учащихся. Воспитание внимательного, бережного отношения к слову. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ : мультимедийный проект, презентация по теме, карточки с заданиями, толковый словарь Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы, стратегии Оценивание Ресурсы Вызов Эпиграф: Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Гораций ─ Что такое слово? (Основная единица языка) ─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка) ─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. ) ─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов. ─ Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика). ─ В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке? Вспоминают знания по теме, активизируют словарный запас, пополняют новыми словами Фронтальный опрос Составление схемы взаимооценивание Появляется схема: (строится по ходу объяснения) 1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова; 2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; 3 группа слов ─ в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова; 4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы) Осмысление Какая тема урока? ─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? ─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов ─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы ─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова-неологизмы» (слайд 1) (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) Рассмотрим изображенные на слайдах вещи ─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? ─Где мы с ними можем встретиться? ─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? ─Почему же мы не употребляем эти слова? 2. Почему слова вышли из употребления? ─Каковы же причины устаревания слов? (, затем учитель делает обобщение нового материала). Обобщение учителя. (Изображенные предметы вышли из употребления). (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются). «Кто объяснит?» Проверяем ответ по учебнику (слайд 5) (слайды 6-7) Существуют и специальные словари устаревших слов ─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях (слайды 11 – 13) Найди лишнее слово (слайды 14-17) физминутка Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка Пользуясь толковыми словарями, находят подтверждение своих слов Поисковая задача Работа в группах Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак. Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть. Лавочник, поручик, граф, дворецкий, урядник, гувернантка, дворник, князь, министр, солдат, фельдмаршал. Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»: Какое слово является устаревшим? Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком. Применяют свое понимание при выполнении работы (слайд 18)Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной. (слайды 19-21) Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы (Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др. слайд 22). Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества. Слайды 27-29 Применяют понимание темы Работа по учебнику Рефлексия, итог урока -Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? -Для чего нужны неологизмы? Инструктаж д/з Выучить теоретический материал учебника по данной теме., упр. Результат урока: имеют осмысленное понимание понятий «устаревшие слова», причины устаревания слов, их роль в художественных произведениях; имеют представления о различиях между архаизмами и историзмами; знают понятие «неологизмы»; сформировали элементы научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); усовершенствовали умение работать со словарями. Развили речевые умения в рамках материала урока. Проявили внимательное, бережное отношения к слову.