Рефлективный отчет о процессе менторинга

0
911

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь. Узнать можно лишь тогда, когда научишься». ( вьетнамская пословица)
«Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установление отношений между двумя субьектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. Ментор предлагает решение сложных задач и профессиональную поддержку подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности».
(Garret-Harris& Garfey 2005, Руководство стр.231 )
Когда то , еще в советское время, было широко распространено слово наставник. И у каждого молодого учителя он был – его первый наставник. Сейчас мы чаще слышим слова « ментор», «коучер» и подобные им слова. Эти слова прочно вошли в наш обиход.
Что же такое менторинг? « Менторинг ( анг.mentoring) – длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний , мышления, эффективности практических действий , с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями , а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере». ( Руководство стр.230)
Придя в школу, я предложила свое сотрудничество учителю начальных классов Майгуль Толеубековне. В индивидуальной беседе я, как ментор, предложила ей помощь. На мое предложение о совместном процессе менторинга Майгуль Толеубековна не сразу дала согласие. В качестве учителя начальных классов она работает уже 31 год. У нее, как у учителя, сложились уже свои стереотипы, своя методика. Я убедила ее, что она сможет сеять в детях полезное и разумное по – новому.
С Майгуль Толеубековной мы знакомы уже давно. Отношения у нас доброжелательные, дружеские. Мы много лет работаем вместе, и хорошо знаем наши слабые и сильные стороны. Нас связывает общность интересов, общие проблемы, волнующие нас, как учителей начальных классов.
После окончания первого этапа курсов «Лицом к Лицу» я начала воплощать полученные на курсах знания в жизнь. Нужно заметить, что я единственный учитель , побывавший на курсах второго уровня и на первых порах мне было сложно убедить своих коллег в том, что существуют более прогрессивные методы работы. В настоящее время необходимо коренным образом изменить устаревшие приемы и методы работы с учащимися. Я провела с Майгуль Толеубековной несколько индивидуальных бесед, где рассказала о Программе 2-го уровня и ее 7 модулях.

Учитель-ученик Работа в группах Использование ИКТ
Наша беседа была непринужденной. Она рассказала о том, что ее волнует, с какими трудностями ей приходится сталкиваться. Я убедила Майгуль Толеубековну в целесообразности использования на уроках 7 модулей и внедрения их в своей работе. Мы обсудили и наметили ресурсы, которые будут необходимы для правильного определения целей урока, выбора более эффективных стратегий для выполнения определенных заданий. Мы продумали наиболее оптимальные приемы работы с одаренными детьми. Использование ИКТ на уроке – веление времени.
Как организовать групповую работу, где можно добиться вовлечения в процесс обучения всех категорий учащихся – это и было целью наших уроков. Конечно же, при планировании уроков надо учитывать и возрастные особенности детей.
Одной из целей нашей работы было развитие критического мышления учащихся. Я должна была научить учителя правильно формулировать вопросы для учащихся. Правильно составить вопросы – нелегкий труд. Раньше мы не задумывались , какого порядка вопросы мы задаем. После прохождения курсов , я поняла, что умение правильно формулировать вопрос- тоже наука.. На своих уроках учитель поощрял детей за правильные ответы, используя тем самым формативное оценивание детей.
«Значимость вопросов в процессе диалогового обучения проявляется в содействии их процессам: стимулирования учеников к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников». ( Руководство для учителя с. 254- 255)
Я посетила один урок моей подопечной. Это был традиционный урок , без применения ИКТ, без групповой работы. Анализ первого урока, проведенный в форме беседы, показал, что он был проведен учителем «по –старинке». Вопросы учителя были низкого и среднего порядка, а поэтому не развивали мышление учеников. Нужно было ввести что- то новое, необычное, поднять мотивацию учащихся на уроке. Обсудив урок, мы сели за разработку планов будущих уроков. Майгуль Толеубековна конечно же волновалась, получится ли работать по – новому.
Наблюдая за уроками, мне хотелось увидеть, как ведется работа с одаренными и талантливыми детьми, диалоговое обучение через групповую работу, критическое мышление через постановку вопросов учителем. Это и было нашей первостепенной задачей. Второй урок мы разработали вместе, дальнейшие уроки учитель разрабатывал сам. Тема второго урока была
« Карабатыр»

Друзья по часам составление ССП Защита постера

Данный урок был изучением нового материала. Учитель запланировал на уроке индивидуальную, фронтальную и групповую виды работ. Посетив следующий урок, я увидела большие перемены. Учителю удалось наладить групповую работу, особенно хотелось бы отметить работу учащихся группы А, которые брали инициативу в свои руки, помогали учащимся группы С.
Приемы диалогового обучения через групповую работу, а также правильно поставленные вопросы учителя дали свои плоды. В наблюдении мне оказали помощь мои коллеги, созданной мною группы « Lesson study». На третьем уроке по теме « Әйел-ана» Майгуль Толеубековна смогла наладить обратную свяэь: при проверке домашнего задания, дети смогли в своих эссе показать основную идею пройденного урока. При планировании третьего урока ею были определены следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. Майгуль Толеубековна разработала вопросы более высокого порядка, заинтересовавшие детей и поднявшие их мотивацию в обучении.
Все это меня радовало, я видела, как у нее стало потихоньку все получаться. Если на первом традиционном уроке дети чувствовали себя скованно, то теперь они свободно высказывались, обменивались мнениями, чувствовали ответственность перед группой за часть выполняемой работы. Это еще раз доказывает , что нам нужны перемены. Правильно продуманные этапы урока, подобранные задания воодушевили детей, заставили поверить их в свои силы, заставили мыслить, анализировать, выбирать эффективные способы решения и совместное нахождение правильных путей, верных ответов по заданной проблеме.
Майгуль Толеубековна плохо владеет компьютером, поэтому ей было не легко составить презентации к урокам, находить нужный ей на уроке ресурс. Поэтому я с огромным удовольствием ей в этом помогла. Конечно в нашей совместной работе были и барьеры, которые нам мешали. В школе один мультимедийный кабинет и попасть туда порой бывает сложно.
В конце каждого урока ученики оставляли свои отзывы об уроке. Написанные детьми эссе , их интервью по поводу уроков говорят о многом. Проведенные моим менти уроки очень понравились детям. Хорошо продуманные этапы уроков, красочная наглядность, ИКТ, групповая работа увлекли детей. На уроке никто из них не уставал. Когда после уроков я спрашивала ребят об их впечатлениях, то учащиеся отвечали: «урок нам понравился», «сегодня мы чувствовали себя более уверенными», «хотим продолжения», каждый хотел дать интервью.
Я думаю, что смогла помочь Майгуль Толеубековне использовать в своей работе новые подходы, научила ее думать по-новому. Каждый урок мы просматривали, обсуждали, делали выводы, находили свои недоработки.
Анализ урока при помощи видео давал нам полную картину урока. Учитель сама указывала на пробелы, ведь наблюдать за своей деятельностью и деятельностью учащихся теперь стало возможно при помощи видео. И это очень нужно и полезно для нас всех. Просматривая видео, мы наблюдали за работой детей в группах. Дети сообща решали спорные вопросы , советовались, предлагали свои идеи. Царила атмосфера доверия, они знали, что вместе они – сила.
Просмотрев уроки, мы пришли к выводу, что необходимо оценивать детей на каждом этапе урока, всячески поощрять их. Вместе с тем мы должны научить детей правильно оценивать друг-друга. Мы должны чаще стимулировать детей, чтобы каждый из них мог поверить в свои силы . Менти отметила положительные стороны групповой работы, поняла важность этого метода работы, как для сплочения коллектива так и для самореализации каждого члена группы в отдельности.
Если остановиться на работе с одаренными детьми, она отметила, что эту работу необходимо продолжить. Нужно загружать этих детей, чтобы урок не стал для них простым не интересным отсиживанием сорока пяти минут, а приносил бы им удовольствие и удовлетворение. Своими уроками Майгуль Толеубековна осталась довольна. Ведь все получилось. Пусть это только начало, но оно есть. И я рада, что смогла помочь своему коллеге начать работать по- новому. Теплота отношений, доверие, постоянное сотрудничество, помогли нам преодолеть барьеры. Барьеры были , есть и наверно еще будут. Но всегда можно найти выход.
Подводя итог нашей совместной работы , мы приняли решение, что и дальше будем работать вместе. Для того чтобы научить ее правильно работать, я должна научиться сама.
Самым главным, я считаю, мы должны научиться оценивать детей, продумать вопросы, которые повысят их мотивацию, развивать у них критичность мышления. Мы, учителя, должны научить детей анализировать, давать себе и товарищам оценку.
Курсы второго уровня научили нас многому. Каждый из нас должен делиться опытом с коллегами, научить тому, чего не знают другие. Я думаю, что просматривать свои уроки полезно для самоанализа. Ведь порой мы не замечаем свои ошибки. А просмотрев видео, можно сделать выводы и исправить положение. Поэтому я считаю, что надо продолжить практику видеосъемок уроков и их совместного анализа, привлекая к этому коллег по МО. Я считаю, что процесс менторинга удался. Это видно из ее стремления отойти от традиционных подходов преподавания. Ведь она внесла изменения в свою практическую деятельность. Не зря говорят: « Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг». Она прожила пятый десяток лет, но верит, что все еше впереди. « Наставник – не законодатель и не судья, а именно Учитель – человек, знающий как жить и для чего жить. Более того, истинный учитель, наделенный особым профессиональным взглядом, видит в каждом маленьком человеке его лучшее , его будущее.» ( Уроки человечности. Алматы 2001, стр.216)
Используемая литература :
1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье.
2.Уроки человечности. Алматы 2001 год.
3. Афоризмы и изречения об учении . ( Интернет ресурсы).

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяРефлексивный отчет
Следующая статьяРоссия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь