Цели: повторить правило о правописании ъ и ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы № 6.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Ватер – water – водяной (англ., голланд.).
Ватерлиния, ватерпас, ватермашина, ватерполо, кильватер.
Ведьма (исторически от ведь/м/а, от ведать).
Задание. С одним из слов составить предложение, записать, выделить грамматическую основу, обозначить части речи.
III. Орфографическая разминка .
Работа ведется в тетрадях и у доски.
Звезды блещут, речь певучая, щебечут чижи, колючие ежи, прыгать с парашютом, зайти в чащу, решение жюри, прочитать брошюру, щупальце краба, любить животных.
· Задание. Подчеркните и объясните встретившиеся орфограммы.
IV. Запись слов под диктовку.
– Что общего в данных словах?
V. Повторение орфограммы № 6, с 21, наблюдение над материалом учебника, с. 22.
– Какие буквы не обозначают звуков? Какова их функция? Что значит: разделительные ъ и ь?
VI. Закрепление.
1. Выполнение упражнений 54, 55, проверка.
2. Объяснительный диктант с графическим выделением орфограммы № 6.
Сэкономим сырье, необъятные степи, разъяренный зверь, безъязыкий колокол, трехъязычный словарь, обезьяний мех, съемки в павильоне, зарасти бурьяном, сузить рамки, подъехал к дому.
VII. Игра «Угадай знак».
Для проведения игры у каждого учащегося есть две карточки: одна с ь, другая с ъ. Учитель называет слова, ученик показывает нужную букву. Задействован либо весь класс, либо группа учащихся.
Въехал, соловьи, съежился, объяснить, льется, разъединить, лью, колья, вьюга, барьер, письмо, объемный, объединение, объяснение, разъезд.
– Какое слово не связано с орфограммой № 6? ( п исьмо.)
Домашнее задание: упражнение 56, орфограмму № 6 выучить.