Дата: 01.03.2013 № урока 46 Предмет: познание мира.
Тема урока: Растения весной. Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
учить рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.;
способствовать развитию речи, умения описывать насекомых
учить работать в группах.;
обогащать и расширять словарный запас;
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Психодогический настрой.
Повторение изученного.
Отгадывание загадок про насекомых.
Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног без копыт;
летит – воет,
падет – землю роет.
Ответ (Жук)
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Ответ (Комар)
Не солнце, не огонь, а светит.
Ответ (Светлячок)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ (Стрекоза)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ (Паук)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ (Муравьи)
Работа по новой теме урока.
Отгадайте загадку:
ПЕРВЫМ ВЫЛЕЗ ИЗ ЗЕМЛИЦЫ НА ПРОТАЛИНКЕ.
ОН МОРОЗА НЕ БОИТСЯ, ХОТЬ И МАЛЕНЬКИЙ.
(Подснежник)
Почему его так назвали?
Учитель обращает внимание детей на цветочную клумбу.
Показывает растение и карточку с его названием:
ПОДСНЕЖНИК БЕЛОСНЕЖНЫЙ.
– По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива.
Когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
(А. Барто)
Осина весну встречает рано, зацветает вслед за ольхой и лещиной, соцветия – серёжки.
После цветения созревают мелкие плоды-коробочки, наполненные крошечными лёгкими семенами. У каждого семени парашют из тонких волосков, пух. На этих парашютах будущие осинки летят туда, куда их несёт ветер.
-Растут ли в наших краях ивы и осины? ( Растут)
– Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно
- Перелеска
- Первоцвет
- Ветреница
- Мать-и-мачеха
- Хохлатка
- Прострел (сон-трава)
– Едва сойдёт снег, а перелески распускаются нежными голубыми цветами. Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. Ветреница цветёт всего несколько дней. Очень любит свет и стараются закончить своё развитие раньше, чем лес оденется листвой. Мать-и мачеха самый смелый весенний цветок. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести.
Прострел (сон-трава) Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.
Работа по учебнику стр. 98-99
Физкультминутка
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Закрепление изученного материала.
О каких растениях мы говорили? (Первоцветы это первые растения, которые зацветают ранней весной).
Что можно сказать о других растениях в этот период весны?
Работа в дневнике наблюдения.
Домашнее задание
Стр. 98-99 читать, перессказывать. Ответить на вопросы.
Итог урока
Чтение учениками стихотворения Д. Абдуллаевой «Просьба подснежника».
Вот будет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки…
Это вы срывали без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего вы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою
Только очень просим вас не рвать!”