Цели: сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Оборудование: проектор, экран, компьютер
Ход урока
I. Наблюдение (упр. 63).
II. Выразительное чтение текста. (Плакат, проекция на доске.)
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно! Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
В. Осеева
В о п р о с ы :
– Что заставило женщину отогнать собаку?
– Чему удивились мальчики?
– Верно ли сделала замечание женщина?
– А как бы вы поступили? Почему?
– Смогли бы вы сделать замечание о неправильном поступке незнакомому человеку?
III. Нахождение признаков текста.
Учитель сообщит, какими признаками должен обладать текст, в процессе разбора текста учащиеся находят названные признаки.
1. Заглавие.
2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема (то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор).
3. Начало.
4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.
Именно в заключении присутствует элемент конца текста.
5. Конец текста.
6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению.
7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово – «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят).
V. Выполнение упражнения 64, проверка.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: фрагмент текста также можно считать текстом, если в нем все понятно без дополнительных разъяснений и есть возможность его озаглавить (или присутствует заглавие).
Домашнее задание: упражнение 65, выучить признаки текста.