Приложения

0
787
общество

Приложение 1. Рекомендации по оцениванию ответов

В соответствии с образовательным законодательством каждое учебное учреждение самостоятельно разрабатывает критерии оценивания устных и письменных ответов своих учащихся. Однако с 2006 г. Министерство образования и науки Российской Федерации публикует не только примерный комплект билетов по обществознанию, но и рекомендует критерии оценивания сформированности общепредметной и предметной компетенций. Чтобы выпускники уверенно чувствовали себя на экзамене, необходимо привести к единообразию нормы оценивания и использовать их в процессе обучения.

Напоминаем, что уже второй год экзаменационный билет включает в себя три задания. Первые два вопроса направлены на проверку знаний, умения их логично излагать, перестраивать, аргументировать, а также умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос способствует выявлению творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения задач, познавательных и практических.

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

• верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

• на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на экзамене в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на экзамене – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Предложенные рекомендации по оцениванию ответов не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а являются лишь общим ориентиром.

Приложение 2. Требования к устным ответам

1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Приложение 3. Как написать эссе

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич

Одной из важнейших составляющих образовательной реформы является введение не только государственных стандартов общего образования, но и современных технологий независимой проверки знаний учащихся. Одной из них является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ по обществознанию был введен в качестве эксперимента для выпускников школ Российской Федерации в 2002 г. Опыт показал, что очень часто выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ именно обществознание. Во многом это обусловлено тем особым местом, которое обществоведческие учебные дисциплины занимают в школьной программе, а также необходимостью сдавать обществознание в качестве вступительного экзамена в вузы.

Аналитический материал по итогам Единого государственного экзамена ежегодно публикуется в журнале «Народное образование»

(по всем учебным дисциплинам) и в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе». Обобщенные результаты ЕГЭ за последние годы показывают, что у выпускников вызывает трудности выполнение заданий с текстовыми фрагментами (С4 – С7) и выполнение альтернативного задания – обществоведческого эссе (С8). Более того, написание эссе является самым сложным заданием.

При написании эссе учащиеся должны, используя соответствующие понятия обществоведческого курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести нужные аргументы в обоснование своей точки зрения. В действительности значительная часть работ представляет собой рассуждения на обыденном уровне. В них отсутствует выдержанная логическая линия, приводятся примитивные примеры. Нередко ответы – это нелогичные теоретические положения без определения собственной аргументированной позиции. В предложенных ответах отсутствуют необходимые обобщения и выводы. Выпускники не могут раскрывать теоретическое положение на конкретном материале и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.

Единой модели образца написания эссе нет. Однако есть определенные правила, которых следует придерживаться.

«Эссе» (от франц. «попытка, проба») – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, философские, обществоведческие и другие эссе.

Сегодня при обилии учебников и учебных пособий, подразумевающих своеобразное отношение их авторов к описываемому материалу, существует различная трактовка многих событий, фактов, теоретических положений. Поэтому важно научить выпускника правильно выражать свое мнение. В эссе можно выражать нестандартные, парадоксальные, даже, может быть, дерзкие мысли.

Не следует требовать от пишущего правильных, с точки зрения учителя, выводов. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность.

Необходимо предупреждать учащихся, что форму своего письменного высказывания, жанр своей творческой работы (а эссе обязательно подразумевает творческое начало) нужно выбирать в соответствии со своими внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением.

Несмотря на то что эссе не предполагает определенной типовой композиции, строгой систематичности в изложении материала, подготовка к нему необходима, ибо свобода формы и аморфность (бесформенность) не одно и то же. Эссе еще можно обозначить как размышления по поводу услышанного, увиденного, прочитанного. Задачей же учителя обществознания как раз и является научить оценивать, размышлять, выражать свое собственное отношение.

Эссе помогает в самом процессе учебы (учащиеся, как правило, лучше запоминают то, о чем пишут). Оно позволяет привести мысли по теме в порядок; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком обществоведческой теории, развивает нестандартное, оригинальное мышление.

Особенности обществоведческого эссе

1. Неограниченность тем и разнообразие формулировок.

2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения.

3. Свободная композиция, фрагментарность.

4. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить заявленную тему.

5. Прозаическая форма.

6. Небольшой объем.

7. Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

8. Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий.

Приложение 4. Как написать реферат

Написание реферата – одна из форм активной самостоятельной работы учащихся.

Систему обучения работе по написанию реферата следует выстроить дифференцированно с учетом возраста. В 5-7 классах учащихся надо научить готовить устные сообщения и писать небольшие письменные работы по конкретным вопросам (2-3 страницы).

В 8-9 классах объем письменных докладов можно увеличить до 5-6 страниц, а время устных сообщений до 5-8 минут.

Такую работу следует проводить систематически и по всем преподаваемым учебным дисциплинам. Это позволит более эффективно использовать рабочее время как учителя, так и ученика.

При постоянной работе с учетом реализации межпредметных связей старшеклассники получат необходимые навыки изучения различных источников знаний (учебники, книги, материалы периодической печати и др.). В 9 классе на занятиях по библиотечно-библиографическому всеобучу необходимо объяснить, что такое реферат, как его необходимо писать и оформлять.

В 10 классе необходима индивидуальная работа. Можно составить список учащихся, кто хотел бы научиться писать реферат, и провести для них несколько консультаций и практических занятий. Итогом всех занятий будет наличие у каждого ученика инструкции по написанию реферата.

Примерный вариант инструкции

Как подготовить реферат

1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.

2. Составьте план реферата.

3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.

При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:

• Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.

• Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

• Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.

• Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

• Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.

• Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

• Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Памятка для сравнительной характеристики:

• Установите цель сравнения.

• Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.

• Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.

• Запишите выводы.

4. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.

Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.

Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко – значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).

• Определите цель составления конспекта.

• Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

• Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

• Выделите слова, фразы, абзацы.

• Пишите четко и разборчиво.

• Выделите главное текстовыделителем.

Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.

Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.

Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части – главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.

В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.

6. Правильно оформите реферат.

На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.

Далее вложите два чистых листа для рецензии.

Лист «Содержание» – это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.

Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.

Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Защита реферата

1. За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.

2. Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.

3. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.

4. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.

5. Автор реферата выступает с заключительным словом.

Памятка для оппонента (референта)

1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.

2. Оцените знание материала, логику его изложения.

3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.

4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.

Приложение 5. Как составлять логические схемы блоков знаний

1. Внимательно изучите текст источника информации. Составьте план материала в соответствии с заявленной темой.

2. Выделите на основе умозаключений обобщающие понятия и категории, объединяющие всю необходимую информацию: они связаны с заголовками разделов и подразделов.

3. Учитывая взаимосвязи между понятиями и категориями, составьте логическую структуру. Это может быть «древо знаний» – иерархическая структура. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.

4. Для простоты схематического представления нужно использовать минимальное количество схемных элементов и их связей. Определите целевую и смысловую значимость категорий и понятий, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. п.). Согласуйте элементы и связи внутри всех схем, например, используйте одно и то же написание одинаковых понятий: гос-во – государство,

О. – общество. Для лучшей наглядности можно использовать средства графики, цвет, различные формы (таблицы, цифровой, диаграммный иллюстративный материал).

5. Прочитайте текст еще раз, сверяясь с логической структурой. При необходимости внесите коррективы.

Приложение 6. Как работать с газетными и журнальными публикациями

1. Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.

2. Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.

3. Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.

4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.

5. Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.

6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.

7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.

8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.

Приложение 7. Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения (ИМО) развивают коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде, способствуют мотивации к обучению, повышают долю самостоятельной работы над учебным материалом.

ИМО условно подразделяются:

• на имитационные, применение которых связано с использованием в учебной деятельности как неигровых методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, работа с документами, индивидуальные тренажеры, «мозговые атаки» и т. п.), так и игровых;

• неимитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, олимпиады, научно-практические конференции и т. п.).

Используя интерактивные методы обучения, учителю следует помнить народную мудрость: все есть яд и все есть лекарство – тем или иным их делает доза.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – большой круг. Учитель формулирует проблему. В течение определенного времени, например 5-10 минут, каждый ученик или вместе с соседом по парте записывает в тетради или на специальном листе свои предложения по решению проблемы, которые затем зачитываются. Они должны быть сформулированы кратко. Проводится голосование по каждому пункту. В ходе работы принятые предложения фиксируются учителем на доске. В конце занятия вырабатывается общее решение с его аргументацией.

Малый круг – форма диалога, когда проблема обсуждается «перед общественностью». Класс делится на малые группы, каждая обсуждает заявленную проблему в течение 10-15 минут. Работой руководит избранный группой председатель. Каждый член группы высказывает свое мнение. Учитель наблюдает, как ученики общаются между собой, как реагируют на чужую мысль, аргументируют свое мнение. Затем представитель группы докладывает о результатах обсуждения. Учитель руководит обсуждением, чтобы выработать приемлемое решение проблемы.

Эстафета. Весь класс разделяется на несколько групп. На столе учителя разложены обучающие или контрольные карточки лицевой стороной вниз. Представители каждой группы поочередно берут по одной карточке с заданием и возвращаются к своей группе. Кто-то из игроков начинает писать не менее трех предложений, относящихся к заданию, и передает лист следующему. Тот внимательно читает и дописывает новые предложения. Так лист-конспект обходит всю группу. Главная задача участников – быстро и кратко изложить свои мысли, не повторив записи предыдущего. Последний участник вносит заключительные предложения, и коллективный конспект готов. Затем представитель малой группы освещает заданный вопрос, используя составленный опорный конспект. Остальные группы оценивают работу.

Учитель может использовать самые различные ИМО, но их применение наиболее эффективно при изучении блоков знаний или на уроках повторения и обобщения знаний.

Приложение 8. Научные конференции

В образовательном учреждении должен быть локальный акт о проведении и подготовке конференций. Учитель вправе разработать положение о проведении конференции по обществознанию, утвердить его на заседании кафедры, методического объединения или на заседании научно-методического совета школы. Если рефераты будут представлены затем как форма итоговой аттестации, то положение о конференции и тематика рефератов должны быть утверждены предварительно высшим коллегиальным органом по методической работе, а затем в соответствии с нормативными документами на заседании педагогического совета о проведении итоговой аттестации выпускников в соответствующем учебном году.

Конференции проводятся с целью:

• развития познавательных интересов и творчества учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков самостоятельной работы;

• вовлечения учащихся в исследовательский поиск;

• профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.

На конференции представляются работы поискового и исследовательского характера в форме доклада, реферата, отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, схемами, чертежами.

Научная работа должна быть:

• исследовательской;

• актуальной;

• иметь практическую значимость.

Необходимо поставить задачи и наметить пути их решения. Работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист (приложение 4 «Как написать реферат»). Работа, представляемая на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя. Может быть также приложена внешняя рецензия, написанная работником другого образовательного или иного учреждения.

Проблема исследования – категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и на практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования включает в себя те связи и отношения, которые изучаются непосредственно. В каждом объекте можно выделить несколько предметов научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, затем конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Виды исследовательских работ

Доклад имеет следующую структуру:

• в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;

• далее формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения, – основные выводы и предложения.

Тезисы доклада содержат:

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения.

Научная статья может иметь следующую структуру:

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – это:

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методик и методов;

• новые научные результаты;

• заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;

• выводы и предложения.

Реферат состоит:

• из вводной части;

• основного текста;

• заключительной части;

• списка литературы;

• приложений.

Монография содержит:

• введение;

• подробное и всестороннее освещение какой-либо проблемы или темы;

• выводы по каждому разделу (главе);

• заключение.

Приложение 9. Программа научно-практической конференции «Молодежь в современном мире»

I. Пленарное заседание.

1. Открытие конференции.

2. Доклад «Молодежь в современном российском обществе».

II. Работа секций (формируются в зависимости от тематики докладов)

Секция «Молодежь и средства массовой информации».

1. Компьютерные игры как средство эмоционального воздействия на молодежь.

2. Рекламные языковые приемы воздействия на покупателя.

3. Влияние средств массовой информации на психологию подростка.

4. Роль компьютера в нашей жизни.

Секция «Литература и искусство современного поликулыпурного мира».

Секция «Живые страницы истории» (тематика связана с национально-региональным компонентом).

Секция «Историческая память молодежи».

1. Война как социальное явление.

2. Вера и суеверия на войне.

3. Война и право.

4. Проблемы войны и мира в разные философские и исторические периоды.

III. Пленарное заседание (подведение итогов работы в секциях).

Критерии оценки докладов

I. Качество выступления (до 5 баллов)

• 1 балл: текст доклада зачитывает;

• 2 балла: доклад рассказывает, но не объяснена суть работы;

• 3 балла: доклад выстроен четко;

• 4 балла: кроме текста доклада хорошо владеет иллюстративным материалом;

• 5 баллов: выступление произвело яркое впечатление.

II. Качество ответов на вопросы (до 3 баллов)

• 1 балл: не ответил на большинство вопросов;

• 2 балла: не умеет четко отвечать на вопросы;

• 3 балла: ответил кратко и точно на большинство вопросов.

III. Использование демонстрационного материала (до 3 баллов)

• 1 балл: представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком;

• 2 балла: демонстрационный материал использовался частично;

• 3 балла: автор представил убедительно демонстрационный материал и хорошо в нем ориентируется.

IV. Оформление демонстрационного материала (до 3 баллов)

• 1 балл: представлен небрежно оформленный демонстрационный материал;

• 2 балла: демонстрационный материал хорошо оформлен, но допущены неточности;

• 3 балла: к демонстрационному материалу нет претензий.

V. Владение научной и специальной терминологией (до 3 баллов)

• 1 балл: автор владеет базовым аппаратом;

• 2 балла: использованы общенаучные и частично специальные термины;

• 3 балла: свободное владение общенаучной и специальной терминологией.

VI. Обобщающие выводы (до 3 баллов)

• 1 балл: выводы имеются, но они не аргументированы;

• 2 балла: нет четкости в аргументации;

• 3 балла: выводы аргументированы и совпадают с заявленной темой и целями работы.

Все баллы после обсуждения в экспертной группе выставляются в сводной таблице. Желательно ввести различные номинации, чтобы поощрить всех выступающих. Дипломы или грамоты за номинации вручаются на заседаниях секции, а на пленарном итоговом награждаются авторы самых лучших докладов.

После конференции следует издать тезисы докладов.

На итоговом пленарном заседании выступают руководители секций с кратким анализом работы. Можно рекомендовать самые интересные материалы для публикаций в различных СМИ, например, предметных журналах, местной прессе и т. п.