Цели: формировать умения анализировать и строить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, правильно ставить в них знаки препинания; обобщать и систематизировать изученное по данной теме, научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анализ упражнений 172, 173, 174.
III. Словарно-семантическая работа.
Комплекс – совокупность, сочетание каких-нибудь явлений, действий.
Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, отличающаяся от общего языка наличием в ней специфических, в том числе искусственных, слов и выражений.
Багрянец – (книжн.) – багровый цвет.
IV. Работа по теме урока.
1. Совершенствование умения учащихся производить анализ сложноподчиненных предложений.
2. Повторение видов подчинительной связи.
3. Работа по рядам .
Записать предложения, соответствующие схемам, данным на доске, произвести синтаксический разбор.
V. Самостоятельная работа.
Задание 1. Записать предложения, расставляя и объясняя знаки препинания, составить схему сложного предложения и определить вид подчинительной связи.
Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я хотя мне страшно хотелось сказать ему как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели никогда не отцветая в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль баюкая бесстрашные и молодые сердца. (К. Паустовский.)
Задание 2 . Из простых предложений составить и записать сложноподчиненные с несколькими придаточными, используя слова из скобок. Определить значение каждого придаточного и вид подчинительной связи.
1) Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполнит душу твою. д ивная красота представится глазам твоим (когда, потому что).
2) Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются ее трепетные листья (хотя, потому что).
3) В лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн. За каждым деревом таится загадка (что, который). (Е. Осетров.)
Задание 3. Указать ошибки и недочеты в сложноподчиненных предложениях. Переписать, исправляя данные примеры.
1) Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
2) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и о еще не налаженной переправе.
3) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.
4) Тренер сказал нам, чтобы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
VI. Коллективная работа.
Задание. Внимательно прочитать § 29, 30, составить собственное предложение (по аналогии), произвести синтаксический и пунктуационный разборы с последующими комментариями.
VII. Работа с текстом упражнения 175.
Дополнить свое сообщение сведениями о других псевдонимах писателей (актеров, политических деятелей и др.).
VIII. Итог урока.
Домашнее задание. Готовиться к контрольной работе по теме «Сложноподчиненное предложение». § 29–30. Повторить § 18–28.