Цели урока: обеспечить учащихся знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных, их классификации, их приспособляемости к среде обитания; продолжить обучение учащихся умениям распознавать на настенных таблицах и рисунках виды кишечнополостных, сравнивать животных между собой, составлять общую характеристику типа.
Оборудование: таблица «Тип кишечнополостные. Гидра», фотографии и рисунки кишечнополостных, влажные препараты «Актиния» и «Медуза».
Ход урока
Организационный момент
Активизация познавательной деятельности
«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей!… На вертикальной стене… находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее — особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные начали медленно сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе… и не могли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенно красивые сочетания цветов… Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками на нем; изумрудно-зеленое тело и оливкового цвета щупальца. Так можно перечислять долго. Среди множества животных не встречалось и двух с одинаковой окраской».
Ю. Ф. Астафьев
О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в этом отрывке?
Какой образ жизни ведут эти животные?
В чем, по вашему мнению, проявляются чудеса и загадки?
Попробуем при помощи учебника узнать, о каких животных идет речь в отрывке (рис. 48, 49, 50 стр. 35).
Это крупные одиночные коралловые полипы — актинии, напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемонами. Например, одна из самых красивых актиний — морская гвоздика. Большинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и они могут медленно продвигаться по субстрату.
О том, как движутся актинии, и о многом другом мы поговорим сегодня на уроке.
Все животные, помещенные на рисунках (стр. 35), принадлежат к одной группе. К какой?
Почему эти животные принадлежат одному типу? Почему их называют кишечнополостными? Какова среда обитания и образ жизни? Как они устроены внутри и как происходят процессы жизнедеятельности?
Определяем цель урока, записываем тему в тетрадь.
Объяснение нового материала
На примере изучения простейших мы узнали б одноклеточных микроскопических животных. Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира (см. рис. 47, стр. 34). А кишечнополостные — самые низко организованные из числа настоящих многоклеточных животных. Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток, между которыми имеется более или менее развитый неклеточный слой. Свое название эти животные получили в связи с тем, что у них имеется всего одна полость, называемая кишечной полостью. Все кишечнополостные — водные, за исключением немногих видов, морские организмы. Их тело построено по типу радиально-лучевой симметрии. Рассказ сопровождается изображением на доске опорной схемы «Особенности кишечнополостных».