Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные Урок 12. Внешнее строение и образ жизни кишечнополостных

0
661
литература

Цели урока: обеспечить учащихся знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных, их классификации, их приспособляемости к среде обитания; продолжить обучение учащихся умениям распознавать на настенных таблицах и рисунках виды кишечнополостных, сравнивать живот­ных между собой, составлять общую характеристику типа.

Оборудование: таблица «Тип кишечнополостные. Гидра», фотографии и ри­сунки кишечнополостных, влажные препараты «Актиния» и «Медуза».

Ход урока

Организационный момент

Активизация познавательной деятельности

«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей!… На вертикальной стене… находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее — особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые осо­би. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные начали медленно сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир много­численного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе… и не мог­ли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое вен­чала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенно красивые соче­тания цветов… Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками на нем; изумрудно-зеленое тело и оливкового цвета щупальца. Так можно перечислять долго. Среди множества животных не встречалось и двух с одинаковой окраской».

Ю. Ф. Астафьев

О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в этом отрывке?

Какой образ жизни ведут эти животные?

В чем, по вашему мнению, проявляются чудеса и загадки?

Попробуем при помощи учебника узнать, о каких животных идет речь в от­рывке (рис. 48, 49, 50 стр. 35).

Это крупные одиночные коралловые полипы — актинии, напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемо­нами. Например, одна из самых красивых актиний — морская гвоздика. Боль­шинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и они могут медленно продвигаться по субстрату.

О том, как движутся актинии, и о многом другом мы поговорим сегодня на уроке.

Все животные, помещенные на рисунках (стр. 35), принадлежат к одной группе. К какой?

Почему эти животные принадлежат одному типу? Почему их называют кишечнополостными? Какова среда обитания и образ жизни? Как они устроены внутри и как происходят процессы жизнедеятельности?

Определяем цель урока, записываем тему в тетрадь.

Объяснение нового материала

На примере изучения простейших мы узнали б одноклеточных микрос­копических животных. Простейшие представляют собой ранний этап истори­ческого развития органического мира (см. рис. 47, стр. 34). А кишечнополостные — самые низко организованные из числа настоящих многоклеточных животных. Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток, между которыми имеется более или менее развитый неклеточный слой. Свое название эти животные получили в связи с тем, что у них имеется всего одна полость, называемая кишечной полостью. Все кишечнополост­ные — водные, за исключением немногих видов, морские организмы. Их тело построено по типу радиально-лучевой симметрии. Рассказ сопровождается изображением на доске опорной схемы «Особенности кишечнополостных».

Какую симметрию тела называют радиально-лучевой?

Какое значение в жизни животного имеет такое расположение частей его тела?

В настоящее время в типе кишечнополостных насчитывается около 9 тысяч видов животных, обладающих вышеуказанными признаками. Это одиночные формы: актинии, медузы, гидры и колониальные формы: кораллы различных видов, колонии которых состоят из нескольких сотен и даже тысяч особей.

О Используя схему, рисунки и материал учебника, составьте таблицу (§12, стр. 36—37) и сделайте вывод.

Сравнительная характеристика кишечнополостных.

Признаки

Актиния

Медуза

Гидра

Симметрия тела

Радиально­

лучевая

Радиально- – лучевая

Радиально­

лучевая

Форма тела и его строение

Цилиндрическое, бочонкообразное. Двуслойный ме­шок, рот, кишеч­ная полость, по­дошва, щупальца.

, Куполообразное в форме зонтика со щупальцами.. Двуслойный ме­шок, рот, кишеч­ная полость, щу­пальца, купол.

Цилиндрическое, бочонкообразное. Двуслойный ме­шок, рот, кишеч­ная полость, по­дошва, щупальца.

Место обитания

Соленая вода мо­рей и океанов

Соленая вода мо­рей и океанов

Пресные водоемы со стоячей или слабо проточной водой

Передвижение

Расслабление и сокращение по- дошвы(скользя- щее движение)

Реактивное дви­жение

Шагающее движе- ние;расслабление и сокращение по- дошвы(скользя- щее движение).

Состав пищи и способ ее добыва­ния

Хищник

Мальки рыб и другие мелкие жи­вотные

Мелкие морские животные

Пресноводные рачки, личинки насекомых

Щупальца отправляют пищу в рот.

Слушаем сообщение о движении гидры.

Обсуждаем информацию, занесенную в таблицу. Подчеркиваем черты сходства и делаем выводы.

jsS Кишечнополостные — двуслойные животные с лучевой симметрией, обитающие преимущественно в соленой воде. jsS Кишечнополостные имеют вид открытого на одном конце мешка. jes Отверстие служит ртом, который окружен венчиком щупалец.

Переваривание пищи происходит в слепозамкнутой пищеваритель­ной, или кишечной полости. Непереваренные остатки выделяются че­рез ротовое отверстие.

& Пищу (мелких животных) добывают при помощи щупалец. Ихже часто используют для передвижения.

Несмотря на простоту организации, внешне кишечнополостные очень разнообразны.

Первая причина заключается в способности кишечнополостных образовы­вать колонии. Как правило, отдельная особь колонии очень невелика и поэтому в первую очередь внимание невольно оборачивается на всю колонию в целом. Одни колонии имеют вид кустиков или маленьких деревьев. Другие похожи на

ершик, третьи напоминают фантастические птичьи перья. Кроме таких нежных гибких колоний, есть колонии массивные с мощным известковым скелетом. Они имеют то форму шара, то кубка, то гриба, то колючей елочки. Наконец, встречаются нежные плавающие колонии.

Вторая причина разнообразия внешнего вида кишечнополостных зависит от того, что у этого типа животных отдельная особь имеет форму либо полипа, либо медузы. Тело полипа обычно цилиндрическое, на верхнем его конце рас­положен рот, окруженный щупальцами. Полипы — малоподвижные или даже прикрепленные животные, часто образующие колонии. Медузы — одиночные плавающие, подвижные организмы. Их тело иеет форму зонтика со щупаль­цами по краям. Плавают медузы ртом вниз.

Итак, наличие у кишечнополостных двух форм, двух состояний — поли- поидного и медузоидного, способность этих животных образовывать колонии разнообразной формы, а также присущая им яркая окраска делают кишечно­полостных очень многообразной по формам группой животных, несмотря на то, что их внешнее и внутреннее строение имеет единый, общий план и устроены они довольно просто.

О внутреннем строении и процессах жизнедеятельности речь пойдет на следующем уроке.

Закрепление материала урока

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому ма­териалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

Заранее необходимо рассказать ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное услож­нение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало .

О Используя опорную схему, рисунки и текст учебника, составьте вопросы по теме урока. 5 репродуктивных (ответы на них вам известны), 2—3 рас­ширяющих знания и 1 развивающий вопрос (проблемный).

Репродуктивные вопросы:

Какие основные части имеет тело гидры?

Какой образ жизни ведет пресноводный полип гидра?

Почему гидру называют полипом?

В чем заключается сходство в строении кишечнополостных животных?,

Какие животные относятся к типу кишечнополостные?

(Работу по этим вопросам можно организовать по цепочке: один ученик за­дает вопрос, другой (по выбору учителя или первого ученика, задающего воп­рос) — на него отвечает и он же задает вопрос следующему и т.д.).

Расширяющие вопросы:

1; Какое значение в жизни медузы имеет ее куполообразная форма тела со свисающими вниз щупальцами? (Тело медуз имеет форму диска, зонтика или колокола. Уплощение тела увеличивает его удельную по­верхность, студенистое тело уменьшает его плотность — все это прис­пособления, облегчающие парение в воде).

Коралловые полипы образуют известковый скелет. Откуда они берут известь для строительства скелета? (Добывая из морской воды известь, полипы образуют скелет — известковую оболочку. Скелет отлагается наружным слоем клеток коралловых полипов. Образующая их известь имеет особую некристаллическую форму).

На какой максимальной глубине могут обитать актинии? (Актиний можно встретить на разных глубинах. Галатеаптемида — одна из самых глубоководных актиний. Они чаще всего обитают на дне и склонах глу­боководных океанических впадин — на глубине 6-10 тыс. м. Образ жизни их еще совершенно не изучен).

От чего зависит красная окраска скелета у кораллов? (Благодаря концен­трации окиси железа известковый скелет коралла окрашен в различные оттенки красного цвета — от почти белого до почти черного).

Раз актинии похожи на различные цветы (георгины, гвоздики), то какое же должно быть количество щупалец, чтобы обеспечить такое сходство? (У одной из актиний в 6 рядов располагается 192 щупальца).

(Это возможные варианты вопросов, на которых можно показать учащим­ся способ их составления. Если позволяет время, то учитель сам задает вопро­сы (с участием детей) и сам на них отвечает. Если время не позволяет, то вопросы можно оставить открытыми).

Развивающие вопросы

Актиния — многоклеточное животное,”способное реагировать на воз­действия окружающей среды (прикосновение руки). Как осуществля­ется реакция и каковы ее сходства и отличия от одноклеточных животных?

Почему кишечнополостные животные обитают преимущественно в со­леной воде морей и океанов?

Известно, что формы известкового скелета коралловых полипов могут быть в виде шара, гриба, колючей елочки. От чего зависит форма из­весткового скелета?

(Эти вопросы могут лежать в основе небольшой исследовательской рабо­ты, результаты которой можно озвучить на последующих уроках).

Домашнее задание

§ 12, термины, вопросы после параграфа. Поработать над составлением репродуктивных, расширяющих и развивающих вопросов.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о стрекательных клетках гидры и о ее способности к регенерации.