Планирование учебного процесса по НВП
Учебный процесс по начальной военной подготовке планируется и организуется в соответствии с требования постановления о начальной военной подготовке молодёжи и программы по НВП. Цель курсовой работы изложить организацию и методику преподавания начальной военной подготовки в школе. Следует иметь в виду, что планирование учебного процесса по начальной военной подготовке имеет свои особенности. Курс начальной воженной подготовки многопредметен, он состоит из отдельных самостоятельных разделов. Это требует тщательного планирования прохождения разделов и тем программы их в логической последовательности, особенно при составлении понедельного плана на учебный год. Военный руководитель составляет такой понедельный план отдельно для 10х и 11х классов. При составлении понедельного плана надо тщательно продумать последовательность прохождения разделов и тем программы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Вместе с тем надо принимать во внимание и местные условия работы школы, наличие учебно-материальной базы, времени года. Понедельный план должен обеспечивать последовательное, полное и качественное выполнение программного материала по годам обучения для юношей и девушек. Особенно тщательно должно быть спланированы полевые занятия с юношами 10 классов и проведение стрельб боевыми патронами из автомата. Эти занятия организуются и проводятся, как правило, в составе школ района на учебной базе воинской части или военно-спортивного лагеря. Директор и военный руководитель школы отражают в планах учебно-воспитательной работе время и организацию этих занятий. Для проведения каждого занятия составляется план – конспект. Занятия по НВП включаются в общее расписание уроков школы по 2 часа урока в каждую неделю с каждым классом. Каждый раздел темы изучается в течение ряда уроков, тесно взаимосвязанных между собой. Для качественного выполнение учебных и воспитательных задач военный руководитель должен приготовится к нескольким урокам по данной теме, т. е. составить тематический план. В нём необходимо продумать логическую последовательность, связи между уроками всей темы или раздела программы, предусмотреть применение необходимых пособий, ТСО и других дидактических материалов. На основе тематического плана непосредственно перед уроком составляется план – конспект каждого урока, отражающий такие вопросы, как тема урока, время и место проведение занятия, учебные и воспитательные цели, время на их изложение. Немаловажное значение имеет правильное планирование внеурочной и внешкольной работы по начальной военной подготовки и военно-патриотическому воспитанию. Этот раздел составляется вместе с организатором внеклассной работы и преподавателем физкультуры. Здесь следует предусмотреть количество и профиль военных кружков, показ военно-учебных и документальных фильмов, посещение воинских частей, посещение музеев боевой славы.
Организация учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса по начальной военной подготовки является урок. Он должен отвечать общим требованиям, проводится в соответствии с программой и понедельным планом. Вместе с тем уроки по НВП имеют свои особенности. В процессе НВП учащиеся должны воспитаться в духе патриотизма и готовности к защите Родины. Им необходимо прививать навыки военной службы, внешней опрятности. В этих целях программа рекомендует на занятиях по НВП иметь строевую организацию учащихся, класс именовать взводом. Взвод поделить на три отделения по 8 – 10 человек. Из лучших учащихся назначить командиров взводов и отделений. На занятиях по НВП учащиеся обязаны прибывать подготовленными и опрятно одетыми, желательно в единую форму одежды. При построении учащиеся должны знать своё место в строю, быть внимательным к командам и сигналам командира, быстро и точно их выполнять. Занятия по НВП начинаются с построения учащихся командиров взвода и его докладе военному руководителю. При этом должны соблюдаться требования строевого устава. Преподаватель – организатор руководитель, приняв рапорт, здоровается с учащимися, после этого начинается занятие. На занятиях должны поддерживаться чёткий порядок и организованность. Военный руководитель на занятиях обращается к ученикам только на «Вы».
Военный руководитель при проведении учебно-воспитательной работы должен не только продумывать вопросы по предмету, но и выбирать необходимый материал, который будет использоваться в учебном процессе в целях военно-патриотического воспитания учащихся. Вместе с тем следует иметь в виду, что курс начальной военной подготовки многопредметен, и каждый из этих предметов имеет свои характерные особенности, требует особых методов и организационных форм обучения. Этими специфическими вопросами занимаются частные методики, например методики проведения тактической подготовки, стрельб, полевых занятий и др.
При организации учебного процесса следует иметь в виду, что главным в процессе обучения является вооружение учащихся прочными знаниями. Только на основе прочных знаний могут быть выработаны умения и навыки. Поэтому всегда теоретические знания должны предшествовать практические знания. Для повышения качества обучения и воспитания целесообразно создавать по основным разделам и темам программы учебно-методические комплексы, состоящие из набора учебных, методических и наглядных пособий (приборы, макеты, плакаты, диафильмы и т. д.).
Подготовка военного руководителя к уроку
Качество и эффективность любого урока по начальной военной подготовке зависят от качества подготовке к нему военного руководителя.
Для подготовки к уроку военный руководитель должен:
– уяснить тему и определить цель и метод проведения занятия;
– наметить основные учебные вопросы темы;
– подобрать и изучить соответствующие разделы учебника, статьи уставов, наставлений и другую литературу;
– подготовить необходимые наглядные пособия (плакаты, схемы, диафильмы, материальную часть оружия, приборы);
– определить место проведения занятий;
– составить план – конспект занятий;
– при необходимости провести методическое занятие или инструктаж с командирами отделений;
Определяя метод проведения занятия, военный руководитель уточняет объём и сложность учебного материала, уясняет, как тема может быть изучена (теоретически или практически), что уже известно учащимся по данной теме из предыдущих занятий и как эти знания можно использовать на данном уроке.
Определяя цель занятия, военный руководитель указывает в плане – конспекте, чего он хочет добиться от учащихся, чему их научить, с чем ознакомить, какие их знания и навыки углубить или закрепить, что и как осуществить по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Подбирая литературу, необходимую для занятий, военный руководитель уточняет наличие этой литературы в библиотеке и у учащихся, чтобы установить, могут ли они повторить данный материал по книгам или основные положения темы им придётся записать в тетради. Для углубления знаний учащимся следует указать дополнительную литературу по данной теме.
Личная тренировка военного руководителя в выполнении приёмов (действий), которыми он будет обучать учащихся, необходима для образцового показа на уроке, особенно по строевой, огневой и тактической подготовки, а также при изучении приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Проводя методические занятия или инструктаж командиров отделений, необходимо в первую очередь научить их правильному и четкому выполнению приёмов (действий), которые будут изучаться на уроке, а после этого указать им последовательность изучения приёмов (действий) и время, отведённое на занятие.
Первейшей обязанностью военрука является повседневно готовить учащихся к защите Родины, а юношей – непосредственно к службе в Вооружённых Силах.
Урок начальной военной подготовки
Урок по начальной военной подготовке, проводимый военным руководителем по расписанию, позволяет ему систематически и последовательно излагать соответствующую тему программы, вооружать учащихся системой знаний и умений, развивать их умственные способности, готовить к защите Родины.
На уроке, возможно, организовать коллективную и индивидуальную работу учащихся с применением разнообразных методов. Урок по начальной военной подготовке вносит определённую чёткость в работу школы, способствует воспитанию учащихся в духе организованности и дисциплинированности.
Школьной практикой установлены следующие основные типы уроков, которые применяют в своей работе и военные руководители:
Комбинированные уроки. На этих уроках сообщают новые знания, проверяют, как они усвоены, и закрепляют их. Урок включает элементы самостоятельной работы. Комбинированный урок, объединяющий несколько дидактических задач, получил наибольшее распространение в учебной работе военных руководителей. Вначале организуют класс (выполняют построение и проверяют внешний вид учащихся), затем урок проводят по классической схеме (опрос с целью проверки знаний, изложение нового материала, закрепление знаний, задание для самоподготовки).
Уроки сообщения новых знаний, на которых в форме беседы, рассказа сообщаются теоретические знания, факты, явления, делаются выводы и сообщения. Такой урок, как правило, проводят в начале изучения раздела или темы программы. Новые знания военный руководитель сообщает в форме развёрнутой беседы с широким использованием технических средств обучения и наглядных пособий военного кабинета.
Обычно изложения нового материала проводят в такой последовательности:
– повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения нового;
– сообщение новых факторов и явлений с их обобщением и выводами;
– повторение усвоенных знаний с использованием элементов самостоятельной работы учащихся по закреплению этих знаний;
– задание для самоподготовки с соответствующими разъяснениями военного руководителя;
Уроки по закреплению знаний и умений в виде повторения текущего материала или целой темы, раздела программы. Урок этого типа проводят преимущественно по закреплению навыков и умений владения стрелковым оружием, неполной разборкой и сборкой автомата Калашникова, умению работать с приборами по ГО, закреплению навыков по строевой подготовке. Обычно эти занятия проводят по учебным отделениям в зависимости от количества имеющихся автоматов и приборов. Эти уроки требуют более тщательной подготовки военного руководителя.
Урок по проверки знаний и навыков учащихся проводят, как правило, в конце учебного года, на что программой отводится учебные часы. На этих занятиях поверяют теоретические знания и практические навыки учащихся. Теоретические знания проверяют по разработанным военным руководителем билетам или тестам, а практические навыки и умения непосредственно в процессе работы со стрелковым оружием, приборами ГО и санитарной подготовке. Контрольная проверка знаний проводится военным руководителем, как правило, в присутствии директора школы и представителя военкомата.
Особое значение на уроке имеет высокая дисциплина и организованность учащихся в соответствии с требованиями программы по начальной военной подготовке. Важную роль в формировании необходимых качеств у учащихся как будущих защитников Родины играют личные качества военного руководителя, знание им учебного предмета, отношение к работе, внешняя опрятность и подтянутость. Недаром всем военным руководителям разрешено носить форму одежды. Военный руководитель в форме имеет соответствующий авторитет среди учащихся, он более правильно может показать, как надо выполнять требования воинских уставов, особенно по строевой подготовке.
Желательно также, чтобы и учащиеся на занятия по начальной военной подготовке приходили в единой форме одежды военного образца. Это способствует более чёткому проведению занятий, прививает навык организованности и дисциплинированности.
Занятия по начальной военной подготовке проводятся не только в военном кабинете, но и в стрелковом тире, где изучают стрелковое оружие, правила и навыки меткой стрельбы; на строевой площадке, где отрабатывают строевые приёмы; в убежище ГО, где учащимся прививают навыки поведения в них. С учащимися также проводят экскурсии в воинские части для ознакомления с жизнью и боевой учёбой солдат.
Военный руководитель должен уметь проводить занятия интересно, убедительно, эмоционально, так как эмоциональность изложения учебного материала на уроке оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие. Он должен также воспитывать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями по начальной военной подготовке, готовить их к защите Родины.