Поурочное планирование по истории Казахстана для 8-го класса (33ч)

0
2103
физика

Список тем:

  1. Наука, образование и культура в Казахстане в 18 веке.
  2. Традиционный суд биев.
  3. Образование Бокеевского ханства.
  4. Участие казахов в Отечественной войне России 1812 года.
  5. Отмена ханской власти в Казахстане.
  6. Строительство и развитие Акмолинского укрепления.
  7. Усиление колониального гнета в Казахстане.
  8. Национально-освободительное движение (1837—1847) под руководством Кенесары Касымулы.
  9. Присоединение Старшего жуза к России.
  10. Восстание казахов против Среднеазиатских государств и царского правительства.
  11. Традиционное хозяйство казахов.
  12. Национальное праздники, игры и спортивные состязания казахов. Обычаи и обряды казахского народа.
  13. Создание Семипалатинского внутреннего округа.
  14. Административные реформы 60 –х годов 19 века.
  15. Административные реформы 80-90 -е годов 19 века.
  16. Казачьи войска на территории Казахстана.
  17. Колониальная переселенческая политика царизма.
  1. Хозяйство крестьяне переселенцев.
  2. Города на территории Казахстана.
  3. Развитие торговли.
  4. Развитие промышленности.
  5. Переселение из Китая уйгур и дунган в Семиречье.
  6. Начало формирования этнических групп в Казахстане.
  7. Формирование казахского населения за пределами края.
  8. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале 20 века. Казахстан во время Российской революции 1905-1907 гг.
  9. Петиционное движение среди казахов.
  10. Развитие национально – демократического движения в Казахстане.
  11. Состояние народного образования.
  12. Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель каз народа.
  13. Показать роль российских ученых в изучении Казахстана.
  14. Чокан Валиханов – великий казахский ученый и просветитель.
  15. Казахские поэзия и музыка.
  16. Абай Кунанбаев.

 

Пример разработки урока:

“Традиционный суд биев”

Цель: Дать сведения о суде биев, приспособленному к кочевому и полукочевому образу жизни.
Задачи: Образовательная: Показать значение процесса ликвидации суда царским правительством.
Развивающая: Формирование навыков работы с источниками изложение собственных позиций.

Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма к учению.

Тип урока: традиционный
Наглядные пособия:
Время: 45 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.

Проверить таблицу

  • Расскажите о работе научных экспедиций на территории Казахстана в 18 веке.
  • Охарактеризуйте роль рос ученых в изучении нашей страны в 18 в.
  • Назовите имена и основное направление произведений певцов импровизаторов и жырау 18 века.
  • Расскажите о функциях шежире.

3. Объяснение нового материала

План

  1. Бии, суд биев и их роль в жизни казахского общества.
  2. Виды наказания.
  3. Барымта.
  4. Ограничение царизмом полномочий суда биев.

На территории Казахстана существовал традиционный суд биев. Цель: разбирать уголовные, имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления. Чтобы стать бием необходимо:

  1. иметь знания о правах казахов;
  2. владеть ораторским искусством и красноречием;
  3. репутация как личности;

Участвующие в суде могли явиться в суд каждый со своим бием, в качестве адвоката. Суд проходил в словесной форме. В случае неправильного приговора бий мог потерять свою репутацию, а естественно и доход. За свою работу бий получал вознаграждение «Бидын билеги». В 18в. участвовали такие знаменитые бии как Толе би (Старший), Казыбек би (Средн), Айтеке (Мл жуз).

У казахов существовали такие виды наказаний, как высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь применялась редко. Не было мест лишения свободы. Обвиняемые выплачивали айыпы(штраф) или куны(штраф за убийство человека).приговарили к смерти, но если выплачен кун следовал отказ от мести. Обычай ат-шекпен- взыскание откупа. (т.е. выполнить все требования потерпевшего). Кто совершал некоторые протупки наказывали плетью-дуре салу.

Измена вере считалась высшей степенью позора для семьи, рода и племени.
К самоубийствам было негативное отношение, поэтому их погребали отдельно от всех.

ПРОЧЕСТЬ (стр. 78)

Смертная казнь выполнялась ч/з повешение или удушение веревкой. Убитого привязывали к хвосту лошади и отпускали на поле. За богоотступничество забивали камнями до смерти. Казахское право запрещало вступать в брак родственникам ближе 7 колена.

БАРЫМТА – захват чужого скота, чужой собственности за неуплаченный налог. При осуществлении барымты случались стычки, ранения и даже убийства.

В целом суд биев пользовался авторитетом среди жителей Степи. Суд биев отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Царское правительство стало разрушать суд биев в 20-90-е г. 19в. – т.к. он мешал властям внедрять общеимперское управление.

Рефлексия:

  1. Расскажите о биях, суде биев, и их роли?
  2. Какие виды наказаний существовали у казахов?
  3. Что из себя представляла барымта?
  4. Какую политику заняло царское правительство по отношению к суду?
  5. Расскажите о деятельности биев.

Домашнее задание: пр14, стр 75-79 , пересказ, Проверить глоссарий, учить таблицу
Оценки за урок.