Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 7. Стебель
Цели урока:
Обучающая: В ходе урока ознакомить учащихся с видами и внутренним строением стеблей.
Развивающая: Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе как целостному организму.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Организационный момент План урока.
Опрос (методы контроля знаний).
1 часть – письменная работа.
верхушечная | боковая | придаточная | пазушная | спящая |
2 | 5 | 3 | 4 | 1 |
2 часть – устные ответы.
1. Почему почка это зачаточный побег?
2. Что такое узлы и междоузлия?
3. Что собой представляет удлиненный побег?
4. Что собой представляет укороченный побег?
5. Строение и роль вегетативной почки.
6. Строение и роль цветочной почки.
Основная часть (новый материал)
СТЕБЕЛЬ – опора соединяющая надземные и подземные части растений.
Функции:
1. опорная – поддерживает почки, цветы, плоды.
2. проводящая – проводит питательные вещества.
3. запасающая – органические вещества откладываются в запас
4. растут вверх и ветвятся.
Стебли
Травянистые древесные
Однолетние
Двулетние многолетние
Типы стеблей:
1. прямостоячие – (кукуруза, пшеница, тополь, дуб, береза)
2. Стелющиеся – слабые цепляются за опору усиками (земляника, тыква, дыня, арбуз)
3. вьющиеся – поднимаются вверх обвиваясь вокруг опроры. Нет усиков.
4. цепляющиеся – с помощью усиков, присосок цепляются за другие растения
(лианы, горох, фасоль)
5. укороченный – одуванчик, лук, подорожник, капуста.
Внутреннее строение стебля.
Состоит из четырех слоев (коры, камбия, древесины, сердцевины)
КОРА – наружный слой ствола
Кожица – прозрачна.(пропускает солнечные лучи)
Пробка – клетки мертвые с толстыми оболочками(чечевички – выпуклые
клетки)(пропускает кислород)
Луб – лубяной слой.(придает прочность)
КАМБИЙ- находится под корой, при удалении коры повреждается оболочка цитоплазмы
и вытекает клеточный сок.
ДРЕВЕСИНА – слой после камбия, занимает большую часть побега, клетки длинные с
отверстиями, волокна образуют пучки, которые образуют волокна светлые и темные
(кольца) по которым можно узнать возраст дерева.
СЕРДЦЕВИНА – центральная часть стебля клетки тонкостенные, живые. Сердцевидные
клетки располагаются между сосудисто-волокнистых пучков. По сердцевидным лучам
поступают питательные вещества.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
1. какие функции выполняет стебель?
2. Типы стеблей?
3. Внутреннее строение стеблей?
4. Функции и строение частей стебля?
Лабораторная работа.
Внутреннее строение стебля.
1. Рассмотрите спил дерева.
2. Найдите выпуклую чечевичку, рассмотрите её и сделайте рисунок.
3. По поперечному срезу опишите внутреннее строение стебля.
4. Определите толщину каждого сля, обратите внимание на их цвет.
5. Рассмотрите особенности сердцевины, чем она отличается от других слоёв?
Итоговый контроль, анализ работы.
Д/З