1. Актуальность темы:
Научная работа, посвящена изучению философских взглядов Чокана Валиханова, его мировоззрению. Прогрессивные, гуманистические взгляды его на многие вопросы современности, которые в свое время поднимал именно Чокан Валиханов, выработанные им на основе достижений науки того времени и под влиянием просветительства – революционного демократизма, находят сейчас понимание в современном обществе.
2.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: «Предания и легенды большой киргйз-кайсацкой орды», представляющая собой одну из первых записей исторических преданий казахского народа, «Тенкри (Бог)» — о древних верованиях казахов, «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века».« Космологические понятия киргизов » .«Западный край Китайской империи и город Кульджа». « Қазақ халқының философиялық мұрасы», Сегизбаев О.А.» Мировоззрение Чокана Валиханова,Забелин И.М-.Чокан Валиханов ,Чокан Валиханов.-Аннотированный указатель литературы,Фетисов М.И. «Литературные связи России и Казахстана», Назарова О и Литвиненко В. « Казахская литература.».В современном мире , когда очень много различных взглядов взглядов на науку и на религию очень актуальна это исследование, так философские взгляды Чокана Валиханова они актуальны и в наше время.
3.Практическая значимость : Все научные труды Чокана Валиханова очень актуальны.
Формирование мировоззрения Чокана Валиханова
Чокан Чингизович Валиханов-первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ.Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени.Он дал массу блестящих работ по географии , этнографии , истории , фольклористике , религиоведению, востоковедению, философии , социологии.
Он знаменит и как выдающийся мыслитель , внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.
Чокан Чингизович.Валиханов родился в ноябре 1835 года в семье старшего султана Кушмурунского округа Чингиза Валиевича.У внука казахского хана Аблая родился сын .Ребенку дали имя –Мухаммед-Ханафия , а мать его называла Чоканом, в урочище Кушмурун, ныне Семиозерный район Кустанайской области . Особенно любила его бабушка –старая и добрая Айганым –умная и влиятельная женщина.Чокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в мусульманской религиозной школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. В 1847 году и. Он поступил в Омский кадетский корпус, который, по общему признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведением Сибири той поры.
Годы учебы Ч. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе В 1853 году Ч. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма интенсивный, и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно-политической деятельности..В 1854 году через своих омских друзей Ч. Валиханов устанавливает близкие дружественные отношения с ссыльными петрашевцами Ф. М. Достоевским, С. Ф. Дуровым . В результате частных бесед с Ф. М. Достоевским и С. Ф. Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855—1856 годам полностью освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательно становится демократом.
В результате, в течение сравнительно короткого времени, из под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок. Среди них «Предания и легенды большой киргйз-кайсацкой орды», представляющая собой одну из первых записей исторических преданий казахского народа, «Тенкри (Бог)» — о древних верованиях казахов, «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века».« Космологические понятия киргизов » .«Западный край Китайской империи и город Кульджа. Все эти работы были выполнены Ч. Валихановым с конца 40-х до середины 50-х годов прошлого века. Летом 1856 года в составе экспедиции полковника М. М. Хоментовского Ч. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Во время путешествия Ч. Валиханов вел тщательные записи своих наблюдений, которые были сведены им в «Дневник поездки на Иссык-Куль Значительные события в жизни Ч. Валиханова, принесшие ему мировую известность, произошли в 1858— 1859 годах. Именно в это время он при активном содействии П. П. Семенова-Тян-Шанского, всего русского географического общества подготовил и совершил свое знаменитое путешествие в Кашгар. Весной 1859 года Чокан Валиханов возвратился на родину. В столицу он прибыл к концу 1859 года, а уже через год с небольшим, весной 1861 года, вынужден был вернуться в Степь из-за своей тяжелой болезни.. В свою родную Степь он вернулся с огромным запасом новых идей и страстным желанием самым активным образом включиться в борьбу за прогресс казахской общественной жизни.
За короткое время, с 1862 года до начала 1865 года, он дал целый ряд превосходных работ, в которых подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов. Среди них особо выделяются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862—1863), «Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864),’ «О кочевках киргиз» (1864) и др. В это же время он вел активную переписку с прогрессивными людьми России А. Н. Бекетовым, Ф. М. Достоевским, А. Н. Майковым, К. К- Гутковским и многими другими.