Цели : подвести к пониманию морфемы как значимой части слова; сообщить, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.
Ход урока
I. Синтаксические минутки.
Схематический диктант с заданием: каждому предложению дать характеристику.
Прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.
II. Словарно-орфографическая работа.
Морфема – morf – ‘форма’ (греч.).
III. Знакомство с материалом § 70, с. 152.
1. Что такое морфемика?
2. ч то такое морфема?
3. Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?
Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К. Паустовский.)
– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?
IV. Выполнение упражнения 368.
V. Чтение материала § 71, с. 152–153.
VI. Закрепление умений отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова.
– Подумайте, являются ли данные слова однокоренными? Почему? Проведите разбор по составу.
Свет, светлица, светать, светлый, светло, подсветка.
В о п р о с ы:
1. Как называются слова, имеющие общее значение корня? (Однокоренные.)
2. Можно ли сказать, что у данных слов одинаковое лексическое значение? (Нет.)
3. Объясните, при помощи каких частей слова образуются новые значения?
4. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Какой вывод можно сделать?
– Просклоняйте слово свет. Одинаково ли значение слов? Чем они отличаются? (Окончаниями. Они выражают разные формы одного и того же слова. Формы слова возникают при его изменении.)
VII. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 369.
VIII. Запись под диктовку.
• Задание . Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (К. Паустовский.)
Внимание! (историч.) Родни?к (историч. род / н / ик) 1 .
– однокоренные слова.
Домашнее задание: упражнение 370.