Цели урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, их многообразием, классификацией; показать родство с одноклеточными животными; сформировать понятие о тканях, о двухслойном животном; раскрыть особенности строения и жизнедеятельности различных классов губок; познакомить учащихся с их значением в природе и жизни человека.
Оборудование: Таблицы «Тип губки», «Одноклеточные животные», «Черви», «Кишечнополостные», «Тип членистоногие», влажные препараты.
Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам
Объяснить значение термина «раздражимость»
Назовите колониальных простейших и дайте их краткую характеристику
Кто такие жгутиконосцы? Опишите, приведите примеры
Объяснить значение термина «циста»
Назовите паразитических простейших и дайте их краткую характеристику
Кто такие инфузории? Опишите, приведите примеры
Объяснить значение термина «реснички»
Перечислите и опишите способы передвижения у простейших
Кто такие споровики? Опишите, приведите примеры
Фронтальный опрос
В каких средах жизни можно встретить простейших?
Как называется наука, изучающая одноклеточных?
Для каких простейших характерна непостоянная форма тела?
Постоянная форма тела?
Какое значение в жизни одноклеточных имеют сократительные вакуоли?
Как дышат одноклеточные животные и каково значение дыхания в их жизни?
Какие одноклеточные передвигаются с помощью ложноножек?
С помощью жгутиков?
Изучение нового материала
Ткани и органы. Происхождение многоклеточных.
На примере изучения простейших мы узнали об одноклеточных микроскопических животных. Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира. Сегодня мы познакомимся с многоклеточными животными.
Они характеризуются тем, что тело их слагается из множества клеток, но в отличие от колониальных одноклеточных животных, клетки в их теле дифференцированы. То есть различны как по строению, так и по выполняемым функциям. Тогда как клетки, составляющие колонию, все более или менее одинаковы. Клетки многоклеточных животных, являясь лишь частями сложного организма, утратили свою самостоятельность, они различны по строению и объединены в ткани. Ткани объединены в органы, а органы в системы органов.
Вспомните из курса 6-го класса, что такое ткань?
Органы объединены в системы органов определенной физиологической функцией, можно выделить несколько физиологических систем органов животных: покровная, система опоры и движения, пищеварительная,
кровеносная, дыхательная и др.
Ни органы, ни ткани, ни составляющие их клетки не способны к самостоятельному существованию.
Многоклеточные животные произошли от одноклеточных. Большинство ученых считает, что это было связано с колониальными формами простейших, у которых возникла потребность в функциональном разделении клеток. Наибольший вклад в изучение этого вопроса внесли такие ученые, как Геккель и Мечников.
У большинства многоклеточных животных можно выделить парные органы, одинаковые на двух сторонах тела: конечности, глаза, усики и т.д. Такие органы называют симметричными. Через тело таких животных можно провести одну плоскость, делящую его на две зеркальных половинки. Такую симметрию тела называют двусторонней. У двусторонне-симетричных животных обычно выделяют передний (поступательный) конец тела и задний. На переднем конце тела обычно расположен рот, органы чувств и органы захвата и
удержания добычи. Такую симметрию тела имеют: жуки, бабочки, рыбы, звери, птицы и т. д.
Но есть животные с иной симметрией тела. Через их тело можно провести несколько плоскостей симметрии. Точка пересечения этих плоскостей расположена в центре и они расходятся из нее лучами. Через тело животного можно провести множество осей симметрии, которые будут делить его на две зеркально отражающие друг друга половины. Такую симметрию тела называют радиально-лучевой. Обычно радиально-лучевую симметрию тела имеют животные, ведущие малоподвижный образ жизни, что позволяет им захватывать добычу и отражать нападение с любой стороны. Такую симметрию тела имеют:, актинии, медузы, морские звезды и др.
Тип Губки. Общая характеристика и строение.
Губки – многоклеточные водные (в основном морские) животные, ведущие прикрепленный образ жизни. Симметрия тела у них либо отсутствует, либо неотчетливая радиальная симметрия. Органы и ткани не выражены, но клетки тела имеют выраженную специализацию. Всего насчитывается около
5 тыс. видов губок (по разным данным).
Тело губок пористое, состоит из двух слоев клеток: внутреннего и внешнего, между ними находится студенистое межклеточное вещество, где формируется так же скелет в виде известковых, кремниевых или роговых игл (рис 13). Иглы обычно имеют правильную геометрическую форму: прямые или изогнутые палочки. Звездочки, пересекающиеся лучи. Иглы могут соединяться в прочный решетчатый скелет.
Наружный слой состоит из плоских эпителиальных клеток, выполняющих защитную функцию, а внутренний из жгутиконосных клеток, выполняющих пищеварительную функцию.
Образ жизни губок.
Учащиеся самостоятельно читают §5 и отвечают на вопросы:
Какова среда обитания губок?
Что такое колония, как она образуется?
Каковы способы пассивной защиты у губок?
Чем питаются губки?
Какова экологическая роль губок?
Систематика губок.
Классификация губок основана на разнообразии форм и составе и строении скелетных образований. Выделяют 3 класса губок: известковые губки, стеклянные губки, обыкновенные губки