ЦЕЛЬ: познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с историческим событием;
ЗАДАЧИ:
формировать навык выборочного, осознанного чтения;
Развивать устную речь учащихся;
Развивать мышление и пространственное воображение, навык конструирования;
Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
Воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;
Воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.
Оборудование: Средства ТСО, компьютер, презентация, учебник литературного чтения для 2 класса, наглядное пособие, раздаточный материал.
Оформление классной доски: Рисунки планеты Земля, атомного взрыва, белые журавлики.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!» – Каким бы вы хотели видеть наш урок? – Как мы должны работать на уроке? – Сегодня у нас интересная тема, но сначала проверим домашнее задание. Проверка домашнего задания. Что было задано на дом? – Мотивационный настрой. -Ребята, любите ли вы читать? -Чему учат нас уроки чтения? II. Целеполагание. – Сегодня на уроке мы поделимся впечатлениями о прочитанном рассказе, постараемся понять, что такое доброта, отзывчивость, мир на земле? Как стать необходимым людям? Научимся сопереживать и сочувствовать. – Название произведения вы узнаете, если разгадаете анаграмму III. Знакомство с биографией автора Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году. Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов. Основные темы произведений: жизнь школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие. Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: 1969 «Умка» 1970 «Умка ищет друга» 1972 «Зимородок» 1973 «Был настоящим трубачом» Верный дружбан Санчо III. Предсказание по ключевым словам. Прочитайте слова. В течение 2 минут составьте свой вариант рассказа: Хиросима, атомный взрыв, девочка, белые журавлики. -Хотите узнать, что было на самом деле? IV. Знакомство с произведением – События описанные в рассказе основаны на реальной истории одной маленькой японской девочки, пострадавшей от атомного взрыва. 6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света. Который буквально стер с лица земли город Хиросиму, а через несколько дней и город Нагасаки. Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умерли мгновенно, их тела обратились в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. – Перед чтением произведения предлагаю вам прослушать стихотворение Ю.Я. Яковлева в исполнении Герр Наташи – Я буду читать, а вы подумайте: – Какое несчастье принес взрыв? Чтение произведения учителем. – Какое несчастье принес взрыв? – Почему так названо произведение? – Понравилось вам это произведение? – Изменилось ли у вас настроение после прослушивание текста? Почему? – К какому жанру можно отнести это произведение? Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя. Сказка – это занимательный рассказ о волшебных историях, выдумка о том, чего не бывает. Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ. – IV. Отдых. – Чтобы лучше прочувствовать смысл произведения я предлагаю прослушать музыку к ней, представить образ Девочки и события рассказа: V. Работа над текстом. Выборочное чтение, сравнение – Найдите в тексте и прочитайте, описание взрыва. – А вот как художник изобразил атомный взрыв, похоже? Работа в группах Задание № 1 «Сравнение» Возьмите карточку № 1 Посмотрите на таблицу, в ней 2 колонки ДО ВЗРЫВА и ПОСЛЕ ВЗРЫВА. Вам необходимо, вписать как выглядели дома, природа, город. До взрыва и после. Что изменилось. 2) Стратегия «Диаграмма Венна» 1 группа – Впишите описание девочки 2 группа – Впишите описание болезни 3 группа – Впишите, что объединяет девочку и болезнь Стратегия Слова – магниты 1 группа. – Какие слова можно отнести к характеристике только “Девочке Сасаки”? – Подчеркните их. 2 группа. – Какие слова можно отнести к характеристике только “Взрыв”? Подчеркните их. 3 группа. – Какие слова объединяют и Девочку и Взрыв? – Подчеркните их. Самостоятельная работа 1 группа – Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос: …Однажды ей приснился сон, что она останется жить, если сделает тысячу бумажных журавликов… 2 группа – Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос: ….Они решили помочь своей маленькой подруге. Дети стали делать белых журавликов и приносить из в больницу. .. 3 группа – Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос: ….Белые журавлики не в силах победить болезнь. Своими слабыми крыльями они не могли заслонить Сасаки от смерти… Все вместе – Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос: ….Когда люди проходят мимо памятника, они останавливаются, снимают шляпы, и несколько секунд проводят в молчании… – Для чего люди так поступают – давайте и мы тоже, напишем свои пожелания миру, на крыльях белых журавликов. – Какова главная мысль рассказа? Итогом нашей работы будет написание ’’Синквейна” (пятистишия) к слову ”Мир” , ”Девочка”, ”Война” VI. Итог. Рефлексия – О каком событии мы сегодня говорили? – Чему научил нас рассказ? – Чем вам запомнился урок? – Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть счастливым? Чтобы не было несчастий? – Кто считает, что сегодня работал лучше, чем всегда? Оцените себя. Домашнее задание. Прочитать рассказ. Разделить на части. Составить план. Пересказать. |
Интересным, познавательным Дружно, внимательно, активно Подготовить пословицы и поговорки о мире и дружбе. Доброте, бережном отношении к природе, людям 2 слайд Ответы детей «Белые журавлики» 3 слайд когда ответят 4 слайд 5 слайд 6 Слайд Ответы учащихся да 7 слайд На доске дата, Хиросима, атомная бомба, прикрепить на магниты Благородство, совесть, милосердие, бескорыстие, любовь, доброта, сострадание, сердце, дружба, великодушие, счастье 8 Слайд 9 – 15 слайды 16 – 17 слайды Разрушены дома, город, замертво падают люди 18 слайд Ответы 2-3 человека рассказ 1 9 слайд Слушание музыки 20 слайд ответы детей 21 слайд 22 слайд проверка 23 слайд Маленькая и слабая Большая и сильная Атомный взрыв 24 слайд Проверка 25 слайд Проверка 26 слайд проверка 27 Слайд проверка 28 слайд проверка 2 9 слайд проверка 30 слайд Проверка 31 слайд Отдают дань памяти девочке 32 слайд Письмо пожеланий под музыку 36 слайд Фишки. 35 слайд |
Стихотворение учителя. 2мин
Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, траве в росе, улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады…
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
“Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и черным силам…
Должна трава зеленой быть, а небо синим-синим!
Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,
На замечательной земле нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!
Карточка № 1
Найди в тексте описание и впиши, какими были дома, люди, цветы, город до взрыва и после взрыва
ДО ВЗРЫВА |
ПОСЛЕ ВЗРЫВА |
|
Дома |
||
Люди |
||
Цветы |
||
Город |
__________________________________________________