Цель: освежить в памяти учащихся знания о правописании е и и в личных окончаниях глаголов.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Работа над таблицей, с. 36 учебника, упражнение 82
Учитель напомнит, что определить спряжение глагола можно по личному окончанию, если окончание ударное.
III. Определение спряжений.
Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют.
· Задание. Выделите окончание, определите спряжение.
Д и к т а н т с з а д а н и е м. Выбрать из словосочетаний глаголы с ударным личным окончанием и записать их в два столбика (I, II спряжение).
Плывут по реке, тихо шуршит, поют песню, ведут пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют форму, выезжают стремительно.
IV. Диктант-молчанка. (Слова отражены на экране.)
Задание. Запишите слова, проставьте ударение, определите спряжение.
Боле_т, пойма_шь, услыш_шь, скаж_шь, увид_т, вод_т, вылет_т, украша_т, утеша_т, ход_т, запева_т.
В определении спряжения учитель поможет учащимся опереться на инфинитив глагола и решающую гласную конца слова.
V. Работа в парах.
Каждый учащийся получает карточку с предложениями. Данный текст каждый по очереди диктует соседу по парте.
· Задание. Запишите текст, определите спряжение глаголов. Взаимопроверка. Проверка по классу.
К а р т о ч к а 1.
1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре. 2. Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.
К а р т о ч к а 2.
1. Ветер лепесток колыш_т, в капле солнышко сквозит. 2. Вот зайчик мой живет, дыш_т, и серебрит_ся, и скольз_т.
VI. Выполнение упражнения 83 с комментированием.
VII. Правописание глаголов в форме глаголов 2-го л. ед. ч.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
1. Г лаголы в форме 2-го л. ед. ч. пишутся с ь на конце после шипящих.
2. Ь также пишется перед -ся и -те после шипящих.
Выполнение упражнения 84.
Домашнее задание: упражнение 85, таблицу из упражнения 81 выучить.