Предмет: литературное чтение
Тема урока: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения.
Задачи:
помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
исследовать содержание, язык произведения;
формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать любовь к природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
 Оборудование: 
 портрет Н.А. Некрасова, 
 презентация по теме урока, 
 компьютер, 
 картины известных художников-пейзажистов 
 рисунки маленького весёлого и грустного солнышка, 
 таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение. 
 Ход урока 
 1.Психологический настрой учащихся. 
 – Послушайте песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок. 
 /Слайд 1/– О чём песня? – Стало холодно? Несмотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок, и проведём урок с хорошим бодрым настроением. 
 – На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое /Слайд 2/солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. 
 Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! 
 Чтобы оно стало совсем хорошим, я приглашаю вас на экскурсию. (на доске висят картины известных художников-пейзажистов). 
 В каком местечке, изображенном художником, вы бы хотели сейчас оказаться и почему? 
 2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”. 
 1. Работа с выставкой книг. 
 /Слайд 3/- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, кому её можно посвятить? 
 -Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова. 
 /Слайд 4/- – Сегодня на уроке мы поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. 
 2. Разговор об авторе. 
 – Итак, юные исследователи, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками? 
 Родился в местечке Немирово на Украине 
 Вырос на берегу Волги в селе Грешнево (теперь село Некрасово) около города Ярославля 
 С 1832 – по 1837 учился в Ярославской гимназии. Писал первые стихи 
 В 1838 стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета 
 С 1847 – по 1866 год был издателем и редактором литературного журнала «Современник» 
 Создавал поэмы и стихи о природе, о судьбе народной, о крестьянской жизни. 
 – Какие произведения Николая Алексеевича Некрасова вам уже знакомы? 
 3. Сообщение темы и цели урока. 
 – У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. 
 Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой, 
 Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс! 
 – Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл 
 Поглаживая ухо. Воротником пальто. 
 Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитый был… 
 В платок упрятав нос, Вы догадались, кто? (МОРОЗ) /Слайд 5/ 
– Какой бывает мороз? – Трескучий, слабый, сильный.
 – Сегодня мы прочитаем произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, /Слайд 6/ определим его тему, жанр, исследуем содержание, представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение. 
 4. Первичное восприятие текста. Стр.124 
 Ребята, в произведении встретятся такие слова: /Слайд 7/ 
 Воевода – в старые времена старший в маленьком военном формировании. 
 Алмаз – драгоценный камень. 
 Жемчуг – драгоценный камень. 
 Серебро – драгоценный металл. 
 Палица – дубина с шипами. 
 Дозор – охрана. 
 Гнет – тяжесть, груз. 
 Казна – имущество, денежные и иные средства. 
 Обоз – несколько груженых товаром лошадей. 
 Не скудеет – не становится меньше. 
 а) Чтение стихотворения учителем 
 5. Проверка первичного восприятия. 
 – Понравилось вам это произведение? Чем? 
 (Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное). 
 6. Анализ текста стихотворения. 
 а) Вторичное чтение стихотворения (про себя) 
 – Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению. 
 Вопрос 1. (По ходу заполняем таблицу на знание литературных приёмов, использованных в стихотворении: олицетворения, эпитеты ит.д.) 
 – Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем? 
 (Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.) 
 – Пойду на моря-океаны – 
 Построю дворцы изо льда. 
 – Задумаю – реки большие 
 Надолго упрячу под гнёт, 
 Построю мосты ледяные, 
 Каких не построит народ. 
 – Идёт, по деревьям шагает, 
 Трещит по замёрзлой воде, 
 И яркое солнце играет, 
 В косматой его бороде… 
 Вопрос 2. 
 – Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? 
 (Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым) 
 Вопрос 3. 
 – Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”? 
 (Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво). 
 Вопрос 4. 
 – Каким вы представили “Мороза-воеводу”? 
 (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный) 
 Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”. 
 Вопрос 5. 
 – Похоже ли это стихотворение на былину? 
 (Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.) 
 Физминутка для глаз «Снежинка» 
 Вопрос 6. 
 – Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы? 
 Не ветер бушует над бором, 
 Не с гор побежали ручьи, 
 Мороз-воевода дозором 
 Обходит владенья свои. 
 Вопрос 7. 
 – Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь? 
 (Автор использовал сравнения – “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”, 
 “Мороз-воевода” – мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь. 
 Вопрос 8. 
 – Почему автор назвал Мороза воеводой? 
 (Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья) 
 Вопрос 9. 
 – Какие воины у “Мороза-воеводы”? 
 (“Метели, снега и туманы 
 Покорны морозу всегда… Это и есть его воины). 
 Вопрос 10. 
 – Расскажите о его владениях. 
 (Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится). 
 Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ещё и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие. 
 Забравшись на сосну большую, 
 По веточкам палицей бьёт 
 И сам про себя удалую, 
 Хвастливую песню поёт. 
 Вопрос 11. 
 – Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин) 
 Глядит – хорошо ли метели 
 Лесные тропы занесли, 
 И нет ли где трещины, щели, 
 И нет ли где голой земли? 
 – Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает? 
 И сам про себя удалую, 
 Хвастливую песню поёт. 
 (Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.) 
 – Метели, снега и туманы 
 Покорны морозу всегда 
 Пойду на моря-океаны – 
 Построю дворцы изо льда. 
 – Задумаю – реки большие 
 Надолго упрячу под гнёт, 
 Построю мосты ледяные, 
 Каких не построит народ. 
 Где быстрые, шумные воды 
 Недавно свободно текли – 
 Сегодня прошли пешеходы, 
 Обозы с товаром прошли… 
 – Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”. 
 Пушисты ли сосен вершины, 
 Красив ли узор на дубах? 
 И крепко ли скованы льдины 
 В великих и малых водах? 
 Вопрос 12. 
 – Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”? 
 Богат я, казны не считаю, 
 А всё не скудеет добро; 
 Я царство моё убираю 
 В алмазы, жемчуг, серебро… 
 Вопрос 13. 
 – Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”. 
 – Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, 
 жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. 
 В природе – это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный. 
 Минутка отдыха для глаз 
 Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах – глянцевый и блестящий. 
 Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом. 
 Откройте глаза и скажите: 
 Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым? (Послушайте сейчас две музыкальные композиции и скажите какая из них подходит нашему герою) 
 /Слайд 8/ «Синквейн» 
 Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 
 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 
 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 
 3 строка – описание действия (три глагола); 
 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 
 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 
 /Слайд 9/ 7. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”. 
 А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы. 
 Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он – волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может. 
 – Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось. 
 8. Домашнее задание. (по желанию) 
 – Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём, выучить наизусть. 
 /Слайд 10-12/9. Представление сказочного образа Деда Мороза. 
 Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли. 
 А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. 
 10. Подготовка к выразительному чтению. 
 – Чем отличается выразительное чтение? 
 (Его хочется слушать, потому что чтец умеет голосом передать смысл читаемого). 
 11. Дыхательная гимнастика. 
 – Представьте торт с пятью зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу – фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание – фу -, – фу -, – фу -, – фу -, – фу. 
 12. Индивидуальное чтение текста 
 13. Итог урока. 
 – Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии, реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; 
 14. Рефлексия. /Слайд 13/ 
 «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» 
 М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? 
 Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? 
 С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? 
 У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? 
 Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? 
 15. Вот и подошёл к концу наш урок. /Слайд 14/ Солнышко по – прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки – весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания! Оценки за урок. 
 /Слайд 15/ Всех с Наступающим Новым Годом! 
 Восточно – Казахстанская область 
 Кокпектинский район 
 с. Преображенка       
 
			 
		











