Класс Земноводные Урок 29. Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

0
543

Тема урока: Особенности внешнего строения скелета и мускулатуры зем­новодных.

Цели урока: обеспечить усвоение учащимЬся знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их многообразии, приспособленности к среде

обитания; совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хор­довые. Класс Земноводные. Лягушка», фотографии, рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки, видеофильм «Земноводные. Выход на сушу».

Ход урока

Организационный момент

Изучение новой темы

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии рас­пространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен (см. рис. 193-194). Лягуш­ки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющ­их удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеоб­разным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются — Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. (По ходу рассказа учитель чертит на доске схему классификации земноводных)

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяга

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили, как нам известно, рыбы, сходные с кистеперыми, однако земно­водные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в вод­ной и воздушной среде отличаются очень сильно.

Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

Учащиеся высказывают предположения (можно предложить воспользо­ваться таблицей).

Сравнительная характеристика сред обитания

Характеристика среды обитания

Вода

Суша

1. Плотность среды’

Высокая

Невысокая

2. Доступность кислорода

Количество кислорода, рас­творенного в воде, относи­тельно невелико и может су­щественно меняться в зави­симости от условий

Кислород — составная часть воздуха, его количество по­стоянно, адоступность неог­раниченна

3. Вес тела в среде

Сила тяжести уравновеши­вается архимедовой силой

Вес тела в полной мере опре­деляется силой тяжести

4. Испарение с по­верхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой тем­пературе

5. Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года

7 Пепеляева

Характеристика среды обитания

Вода

Суша

6. Прозрачность среды (видимость)

Небольшая

Большая

Вывод’. Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи (проблемы):

Дыхание кислородом воздуха.

Проблема высыхания.

Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.

Изменение характера передвижения.

Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы за­щиты отложенных яиц от высыхания.

Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.

Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позво­ночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.

О Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше (ис­пользуя § 46, рис. 195, 196, заполните соответствующую колонку таб­лицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»).

После обсуждения формулируются выводы.

Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и влажная кожа).

Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажне­нии, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы.

Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».

Земноводные первыми начали мигать — чтобы защитить глаза от по­вреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган — среднее ухо, закрытое гибкой мембраной — барабанной пере­понкой — и снабженное специальными косточками для усиления и пе­редачи колебаний.

На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При по­нижении температуры впадают в оцепенение.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

После ответов учащихся учитель делает обобщение:

У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах со­единены плавательной перепонкой.

Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лег­кие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка — животное, приспособ­ленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты прис­пособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания. В этом мы еще не раз убедимся.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

ноздри; легкие;

веки: защита глаз от засорения; ув­лажнение поверхности глаза;

барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;

свободные конечности для пере­движения.

наличие плавательной перепонки ме­жду пальцами как приспособление к передвижению в воде;

размножение возможно только в воде; ,

кожное дыхание.

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть су­хой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

Какая? Как они справляются с этим испытанием?

Кожа с чешуей — никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабаты­вают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключает­ся в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа — словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах — там испарение невелико.