Класс Млекопитающие Урок 49. Местообитания и внешнее стороение млекопитающих

0
560
числа

Тема урока:Местообитания и особенности внешнего строения млекопи­тающих.

Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов.позвоночных; продолжить формиро­вание умений работать с учебником, составлять общую характеристику класса.

Оборудование: Чучела млекопитающих (крота, мыши и др.), таблица «Класс Млекопитающие», фотографии и рисунки с изображениями млекопитающих. Живые объекты (хомячки, мыши, крысы и др.), таблица «Кожа».

Ход урока

Организационный момент

Изучение новой темы

Постановка проблемы.

На доске фотографии и иллюстрации различных млекопитающих: ехидны, собаки, лошади, мыши, летучей мыши, кита, дельфина, ежа, броненосца.

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?

На самом деле, все эти животные относятся к млекопитающим и называют­ся зверями. Кто такие звери? С давних времен люди уделяли пристальное вни­мание млекопитающим, или зверям. Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (1735 г.) перечислил только 86 видов мле­копитающих. Сегодня науке известно около 4500 видов этих животных. Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, — наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминают птиц? Разве вод­ные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоми­нают рыб? Чешуйчатый покров панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

Млекопитающие различаются и по своим размерам. Например, самый ма­ленький зверек — землеройка-малютка — имеет тело массой 2 грамма, а са­мое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле — синий кит — имеет тело массой до 130 тонн. Синий кит тяжелее в 65 ООО ООО раз!

Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! Например, у одних детеныши вылупляются из яиц, у других рождаются недоразвитыми, у третьих новорожденные могут следовать за матерью, у четвертых они совершенно бес­помощны, требуют длительного ухода. Многие звери бодрствуют весь год, а некоторые почти полгода проводят в спячке.

Чем же объясняется многообразие млекопитающих?

По-видимому, тем, что их предки в течение многих миллионов лет прис­посабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.

О Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их назва­ния. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, рысь, выдра, крот, тюлень, хомяк, верблюд, беге­мот, летучая мышь.

Сделайте вывод (задание выполняется поэтапно).

& Млекопитающие в настоящее время освоили все среды обитания: на­земную, воднуК), воздушную, почвенную и наземно-водную.

Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до бере-

ов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающих оп­ределяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбо­образную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длин­ную подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычайно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали гос­подствующее положение в животном мире.

Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходс­тво над другими животными?

Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разно­образных животных?

Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти па них ответы.

Особенности внешнего строения млекопитающих.

На следующем этапе урока организуется работа с текстом учебника (§63, стр. 191 — 193, «Особенности внешнего строения млекопитающих»),

О Изучите особенности внешнего строения млекопитающих с помощью § 63, составьте в тетради план-конспект по теме урока. Сделайте вывод.

Учитель дополняет материал учебника информацией о строении кожи. Кожа

покров позвоночных животных, отграничивает тело от внешней среды. Вы­полняет ряд функций: защитную (предохраняет тело от механических воздейст- иий и травм, проникновения различных веществ и микроорганизмов), иыделительную (осуществляет выделение пота — воды и растворенных в ней процессов обмена), чувствительную (благодаря значительному числу располо­женных в коже нервных окончаний), терморегулирующую. В подкожной клет­чатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. Состоит из ipex основных слоев: эпидермиса — наружного слоя, дермы и подкожной клет­чатки. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем от­шелушивания или линьки.

В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обес­печивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.

Волос млекопитающих состоит из ствола, выступающего над кожей, и кор­пя, сидящего в коже. В нижней своей части корень расширяется и заканчива­ется колбообразным вздутием — луковицей волоса, которая охватывает полосяной сосочек (см. рис. 286, стр. 193). Кровеносные сосуды, входящие в пот сосочек, обеспечивают жизнедеятельность клеток луковицы волоса. Формирование и нарастание волоса идет за счет развития клеток луковицы. ( твол волоса является мертвым роговым образованием, неспособным к росту п изменению формы.

В волосяную сумку открываются протоки сальных желез. Жир делает во­лос эластичным и ненамокаемым; такими же свойствами обладает и кожа млекопитающих.

Мышцы, подходящие к волосу, способны (за счет сокращения и расслаб­ления) менять уровень наклона волоса по отношению к поверхности тела жи­вотного. В случае поднятия волос, увеличивается толщина воздушной прослойки, предотвращающей излишнюю потерю тепла.

У некоторых животных волосы превратились в щетину (свиньи), иглы (еж, дикобраз), или роговые щитки (броненосцы). У животных с утолщенным эпи­дермисом (носорог) или сильно развитым жировым слоем (китообразные) — ре­дуцированы. Волосы делятся на направляющие, пуховые и осязательные (вибриссы). Утолщение рогового слоя эпидермиса на определенных участках тела привело к образованию когтей, клюва, копыт, ногтей и рогов.

Потовые железы — трубчатые, глубинные их части имеют вид клубка. Эти железы выделяют в основном воду, в которой растворены мочевина и соли. Не у всех видов млекопитающих потовые железы развиты одинаково. Их мало у собак, кошек; у многих грызунов они есть только на лапах, в паховой области и на губах. Вовсе нет потовых желез у китообразных и др.

Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.

Закрепление

Биологические задачи.

Детеныши некоторых копытных имеют пестрый наряд. Поросята каба­на, например, полосатые, новорожденные оленята пятнистые. Какое значение имеет такая окраска их тела?

Почему в сильную жару собака высовывает язык?

У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у . других — преобладает ость (кабаны, олени) или подшерсток (крот, сле­пыш). В связи с чем развиты такие особенности шерстного покрова тела млекопитающих?

У животных, живущих на юге, ушные раковины обычно больше, чем у северных родственников. Это скорее всего связано с тем, что:

а) в степях и пустынях необходим хороший слух;

б) в этих районах жарко и уши помогают регулировать температуру тела;

в) положение и размеры ушных раковин является сигналом для других животных.

Какое значение имеет кожа в процессах терморегуляции?

Домашнее задание

§63, вопросы после параграфа, термины; подготовить описание внешнего вида какого-либо известного млекопитающего, рассказ о строении кожи млекопитающего.