Тема урока:–Местообитания и особенности внешнего строения млекопитающих.
Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов.позвоночных; продолжить формирование умений работать с учебником, составлять общую характеристику класса.
Оборудование: Чучела млекопитающих (крота, мыши и др.), таблица «Класс Млекопитающие», фотографии и рисунки с изображениями млекопитающих. Живые объекты (хомячки, мыши, крысы и др.), таблица «Кожа».
Ход урока
Организационный момент
Изучение новой темы
Постановка проблемы.
На доске фотографии и иллюстрации различных млекопитающих: ехидны, собаки, лошади, мыши, летучей мыши, кита, дельфина, ежа, броненосца.
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?
На самом деле, все эти животные относятся к млекопитающим и называются зверями. Кто такие звери? С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям. Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (1735 г.) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4500 видов этих животных. Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, — наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминают птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
Млекопитающие различаются и по своим размерам. Например, самый маленький зверек — землеройка-малютка — имеет тело массой 2 грамма, а самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле — синий кит — имеет тело массой до 130 тонн. Синий кит тяжелее в 65 ООО ООО раз!
Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! Например, у одних детеныши вылупляются из яиц, у других рождаются недоразвитыми, у третьих новорожденные могут следовать за матерью, у четвертых они совершенно беспомощны, требуют длительного ухода. Многие звери бодрствуют весь год, а некоторые почти полгода проводят в спячке.
Чем же объясняется многообразие млекопитающих?
По-видимому, тем, что их предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.
О Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, рысь, выдра, крот, тюлень, хомяк, верблюд, бегемот, летучая мышь.
Сделайте вывод (задание выполняется поэтапно).
& Млекопитающие в настоящее время освоили все среды обитания: наземную, воднуК), воздушную, почвенную и наземно-водную.
Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до бере-
ов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающих определяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбообразную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длинную подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычайно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?
Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?
Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти па них ответы.
Особенности внешнего строения млекопитающих.
На следующем этапе урока организуется работа с текстом учебника (§63, стр. 191 — 193, «Особенности внешнего строения млекопитающих»),
О Изучите особенности внешнего строения млекопитающих с помощью § 63, составьте в тетради план-конспект по теме урока. Сделайте вывод.
Учитель дополняет материал учебника информацией о строении кожи. Кожа
покров позвоночных животных, отграничивает тело от внешней среды. Выполняет ряд функций: защитную (предохраняет тело от механических воздейст- иий и травм, проникновения различных веществ и микроорганизмов), иыделительную (осуществляет выделение пота — воды и растворенных в ней процессов обмена), чувствительную (благодаря значительному числу расположенных в коже нервных окончаний), терморегулирующую. В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. Состоит из ipex основных слоев: эпидермиса — наружного слоя, дермы и подкожной клетчатки. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки.
В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.
Волос млекопитающих состоит из ствола, выступающего над кожей, и корпя, сидящего в коже. В нижней своей части корень расширяется и заканчивается колбообразным вздутием — луковицей волоса, которая охватывает полосяной сосочек (см. рис. 286, стр. 193). Кровеносные сосуды, входящие в пот сосочек, обеспечивают жизнедеятельность клеток луковицы волоса. Формирование и нарастание волоса идет за счет развития клеток луковицы. ( твол волоса является мертвым роговым образованием, неспособным к росту п изменению формы.
В волосяную сумку открываются протоки сальных желез. Жир делает волос эластичным и ненамокаемым; такими же свойствами обладает и кожа млекопитающих.
Мышцы, подходящие к волосу, способны (за счет сокращения и расслабления) менять уровень наклона волоса по отношению к поверхности тела животного. В случае поднятия волос, увеличивается толщина воздушной прослойки, предотвращающей излишнюю потерю тепла.
У некоторых животных волосы превратились в щетину (свиньи), иглы (еж, дикобраз), или роговые щитки (броненосцы). У животных с утолщенным эпидермисом (носорог) или сильно развитым жировым слоем (китообразные) — редуцированы. Волосы делятся на направляющие, пуховые и осязательные (вибриссы). Утолщение рогового слоя эпидермиса на определенных участках тела привело к образованию когтей, клюва, копыт, ногтей и рогов.
Потовые железы — трубчатые, глубинные их части имеют вид клубка. Эти железы выделяют в основном воду, в которой растворены мочевина и соли. Не у всех видов млекопитающих потовые железы развиты одинаково. Их мало у собак, кошек; у многих грызунов они есть только на лапах, в паховой области и на губах. Вовсе нет потовых желез у китообразных и др.
Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.
Закрепление
Биологические задачи.
Детеныши некоторых копытных имеют пестрый наряд. Поросята кабана, например, полосатые, новорожденные оленята пятнистые. Какое значение имеет такая окраска их тела?
Почему в сильную жару собака высовывает язык?
У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у . других — преобладает ость (кабаны, олени) или подшерсток (крот, слепыш). В связи с чем развиты такие особенности шерстного покрова тела млекопитающих?
У животных, живущих на юге, ушные раковины обычно больше, чем у северных родственников. Это скорее всего связано с тем, что:
а) в степях и пустынях необходим хороший слух;
б) в этих районах жарко и уши помогают регулировать температуру тела;
в) положение и размеры ушных раковин является сигналом для других животных.
Какое значение имеет кожа в процессах терморегуляции?
Домашнее задание
§63, вопросы после параграфа, термины; подготовить описание внешнего вида какого-либо известного млекопитающего, рассказ о строении кожи млекопитающего.