Класс: 8 Тема: Однородные члены предложения.

0
34
литература

Цели урока:

Образовательные: формирование умений в опознавании однородных членов предложения; развитие навыка соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами; определять их синтаксическую роль.

Развивающие : развивать мышление, познавательный интерес,выделять существенные признаки.

Воспитательные : воспитывать чувство прекрасного в детях, любовь к родине, любовь к искусству . Воспитать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;

Тип урока: объяснение нового материала

Метод: словесный, частично- поисковый .

Стратегия :кластер, мозговая атака, критическое мышление.семантическая карта,тонкие и толстые вопросы, игры.

Форма урока : работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: таблицы,раздаточные. иллюстрации.

План урока

I Организационный момент.

2 Проверка домашнего задания.

3 Сообщение целей и задач урока.

4 Объяснение нового материала

5 Закрепление нового материала

6 Итог урока

7 Выставление оценок

8 Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята.Садитесь. Мы приветствуем гостей-дорогих учителей.Повернитесь к учителям и улыбнитесь.

2. Психологический настрой

-А теперь настроим себя на урок! Не говорите – не могу, а у меня все получиться!

Прошу прочитать стихотворение казахского поэта Абая « Пока не знаешь-молчи»

Пока не знаешь-молчи.

Пока блуждаешь-молчи.

Чтоб человеком быть-

Ты пятерых побори и пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство.

Безделье, и мотовство-

Вот пять врагов твоих, знай,

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд-

Вот пять друзей, согласись.

НЕ говори: « Я не тот»

Учись- и знанье придёт.

Ребята, не говорите « я не тот, не могу», учитесь и вы будете всё знать.

Проверка домашнего задания. Ребята. класс я разделю на две группы. Каждая группа будет трудиться для себя.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Или же мозговую атаку.. Я задам вам вопросы по пройденным темам. Вопросы спрятаны за полосками : тонкие и толстые. Ученик каждой команды выбирает по одному вопросу и отвечает. Имейте в виду толстые вопросы –легкие, а толстые- немножко сложные. И оцениваются по – разному.

А за каждый правильный ответ раздам вам жетоны, и в конце урока определяю активных учеников по количеству набранных жетонов.

1.Какое предложение называется простым? приведите примеры.

2.Какие члены предложения входят в грамматическую основу предложения?

3.Какое простое предложение называется простым?

4.Какое простое предложение называется двусоставным? Приведите примеры.

5.Какие простые предложения называются односоставными?

6.Какие типы односоставных предложений вы знаете?

Делятся они на следующие типы: Определенно-личные, неопр-личн, обобщённо-личные, назывные.

7.Ночь. Тишина. Какое это предложение? Предложение с одним главным членом?

8.Предложение в котором присутствуют все необходимые члены предложении для выражения мысли.

9.Какие предложения чаще всего употребляются в диалогах?

10. Односоставные предложения с одним главным членом, при котором невозможно подлежащее.

Введение в тему. Слово учителя.

Постановка проблемы. Обратите на это предложение, ребята.

Прочитайте. Делайте паузу после каждого выделенного слова.

Осенью улетают на юг журавли, гуси, ласточки, соловьи.

На какой вопрос отвечает все выделенные слова?

Вы заметили , что все выделенные слова отвечают на один и тот же вопрос.

Как называются на казахском языке такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос?. (Однородные) ( Б іріңғай сөйлем мүшелері)

Итак, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока – «Однородные члены предложения».
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться

1.находить однородные члены,
2.соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами,

3.Но, кроме этого, мы продолжим тему искусства. И мы познакомимся с историко-архитектурными памятниками русского народа.
В ходе выполнений мы постараемся доказать ,что однородные члены предложения делают нашу речь более яркой и красивой.

Объяснение новой темы.

Тогда открыли тетради,запишите число и тему нашего урока.Это какие члены предложения?

Однородные члены предложения в русском языке , как и в казахском , отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.Являются одинаковыми членами предложения и соединяются друг с другом сочинительными союзами и, а,но, или,либо, не то…не то, то..то. .Они произносятся с интонацией перечисления. Интонация перечисления характеризуется тем, что на каждом однородном члене ставится логическое ударение, каждый однородный член произносится одинаковым тоном и после каждого однородного члена предложения делается пауза.

Однородными могут быть любые члены предложения.( О и О).

Посмотрите на таблицу.

На полях работают комбайнеры, трактористы.( Здесь однородны подлежащие комбайнеры,трактористы, отвечают на один и тот же вопрос –кто?, относятся к одному слову сказуемому –работают.

А во втором предложений : Комбайн косит ,убирает пшеницу однородны сказуемые косит,убирает. И оба они относятся к одному слову-комбайн.

Отвечают на один и тот же вопрос что делает?

Читаем третье предложение.Летом в лесу звонко, весело поют птицы.

Есть ли слова которые отвечают на один и тот же вопрос?Да, здесь однородными являются обстоятельства звонко, весело, отвечают они на вопрос-как?

В саду растут красные,белые,желтые цветы.Однородными являются здесь определения: красные, белые,желтые. Как они произносятся? С интонацией перечисления и между ними ставятся запятые.

Закрепление нового материала

. Работа по учебнику.

Упражнение 5. Спишите, графически выделите однородные члены предложения. Скажите , на какой вопрос они отвечают, к какому предложения они относятся, какой частью речи выражены.

Что значить графически выделить. Каковы условные обозначения членов предложения? ( Подчеркните члены предложения , которые однородны)

Если это-подлежащее, то – одной чертой. Сказуемое – двумя. Дополнение подчеркивается пунктирно линией. Определение– волнистой , обстоятельства- тире-точка.

А как называется на казахском языке однородные обстоятельства?

А как называется на казахском языке однородные определения?

А как называется на казахском языке однородные дополнения?

Родился и прожил писатель. Создал « Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресенье». Прошёл вдоль и поперёк. Встречи и разговоры , общение обогащали. Уезжал в Казань, на Кавказ, в Крым, в Москву.

Грамматическая минутка.

Ребята, каждой группе даётся текст стихотворения и карта-информатор. Работа для группы.

Предлагаю прочитать стихотворение Ивана Бунина и Михаила Исаковского.

– Понравилось ли вам эти стихотворения .

– А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах. А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах .

Лингвистическая игра. « Найди пару» Попробуйте восстановить пословицы. Вам раздам карточки с разрезными пословицами. Ваша задача:

Первая группа читает начало пословицы, а второя группа должна закончить .И определить в них однородные члены предложнения.

Сам погибай, а товарища выручай.

Лесом шел ,а дров не видел.

Ехал в Казань,а попал в Рязань.

Терпенье и труд всё перетрут.

Солнце.воздух и вода-наши лучшме друья.

Знание и мудрость –украшают человека.

Не красна изба углами ,а а красна пирогами.

Работа с текстом. Прочитайте текст.

1.Как можно озаглавить текст. «Золотое кольцо России.»

2.Что помогает человеку стать лучше и мудрее.

3.Когда возможна любовь к другой культуре, к другому языку?

4.Назовите старинные русские города- архитектурные памятники русского народа.

5.Почему маршрут называется «Золотое кольцо России.»

В Золотое кольцо входят восемь основных городов, о которых Вы узнаете в этой теме. Если посмотреть на города на карте, становится ясно, почему туристический маршрут назвали именно так, города расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы

Опережающее задание . Вам было задано такое задание- подготовить проект на тему « Историко-архитектурные памятники» Казахстана.

Знаменитейший туристический маршрут России носит название “Золотое Кольцо” не просто так. Маршрут ведет по старейшим русским городам, где сохранились древнейшие достопримечательности – памятники культуры, исторические места. Говорят, что лучший способ понять и познать великую Россию – проехать по ее Золотому Кольцу. Города Золотого Кольца хранят исторические и архитектурные памятники Древней Руси. В Золотое Кольцо входит восемь городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир

На территории Казахстана расположено немало и архитектурных памятников. Обязательно посетите Отрар, развалины которого хранят следы завоевания Чингисхана, мавзолей суфийского поэта и мистика Ходжи Ахмеда Яссави, куда ежегодно приезжают паломники-мусульмане со всего мира.

Аиша-Биби, Южный Казахстан

Мавзолей Аиша-Биби – единственный памятник во всей Центральной Азии, фасад которого полностью украшен резной терракотой. Мавзолей включен ЮНЕСКО в список самых ценных исторических архитектурных памятников человечества.

Отрар

Приблизительно в 150 км от Чимкента лежат руины Отрара – города, который пал от рук Чингиз-Хана в XIII веке. Власти Отрара уничтожили и разграбили монгольский торговый караван. В отместку Чингисхан сравнял город с землей

Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Вопросы по теме « однородные»

Выводы урока.

На уроке мы изучили однородные члены предложения. А теперь предлагаю обобщить пройденный материал по таблице « Семантическая карта» и составить кластер.

Составление кластера . «Однородные члены предложения»

Семантическая карта

Примеры

Однородные

подлежащее

Однородные

сказуемые

Однородные определения

Однородные

дополнения

Однородные обстоятельства

Справа. слева, спереди начали раздаваться голоса.

В степи я видел сусликов, мышей, ящериц.

В школе дети

пишут, читают, рисуют.

В саду растут

красные.белые,

жёлтые цветы.

В лесу живут

волки, медведи, зайцы.

Итог урока.

Вопросы по теме « Однородные члены предложения»

Что такое однородные члены предложения ?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Какими частями речи могут быть выражены однородные члены предложения ?

Как соединяются однородные члены предложения?

Выставление оценок

Домашнее задание

Упражнение -6

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь