Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

0
383
информатика

Цели: выяснить причины перегрузки сети и короткого замыкания, объ­яснить учащимся назначение предохранителей; изучить устройство лампы накаливания. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Демонстрации: устройство и принцип действия лампы накаливания; устройство и принцип действия предохранителей; устройство и принцип действия электронагревательных приборов.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение изученного

Повторить материал, изученный на предыдущем уроке, можно в ходе фронтального опроса по теме «Закон Джоуля-Ленца»:

– В чем проявляется тепловое действие тока? При каких условиях оно наблюдается?

– Почему при прохождении тока проводник нагревается?

– Почему, когда по проводнику пропускают электрический ток, проводник удлиняется?

– По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выде­ляемое проводником с током?

– Как формулируется закон Джоуля-Ленца? Последовательно соединенные медная и железная проволоки оди­наковой длины и сечения подключены к аккумулятору. В какой из них выделится большее количество теплоты за одинаковое время?

III . Применение теплового действия электрического тока

На данном уроке необходимо остановиться на использовании теплового действия тока на практике:

а) электрические лампы накаливания;

б) электрические нагревательные приборы;

в) короткое замыкание;

г) плавкие предохранители.

Следует уделить несколько минут на уроке рассмотрению вопросов о коротком замыкании, о назначении и устройстве предохранителей.

К пониманию вопроса о коротком замыкании учащиеся уже достаточно подготовлены. Им уже говорилось, что электрические цепи рассчитаны на определенную силу тока. Если сопротивление цепи по каким-либо причи­нам уменьшится, то сила тока возрастет и может стать больше допустимой. Естественно, при этом будут нагреваться провода, возможно воспламене­ние изоляции проводов и даже расплавление проводов. Такое уменьшение сопротивления цепи может возникнуть при включении параллельно допол­нительных потребителей. При коротком замыкании ток может достигнуть очень большой величины и возникнет опасность пожара. Избежать этой опасности помогают предохранители.

Предохранитель

Предохранитель – это устройство для предотвращения недопустимого и опасного действия установки, машины, аппарата, прибора, оружия и проче­го, в результате нарушения нормальных условий и режимов их работы, аварий, неосторожного обращения и др. Наиболее распространены плавкие предохранители для защиты электрических сетей от токов короткого замы­кания. Предохранительные.клапаны нужны для защиты паровых котлов и напорных воздушных баков (ресиверов) от чрезмерного повышения давле­ния, а также предохранители применяются в ружьях и пистолетах.

Предохранитель плавкий – это устройство для защиты электрических установок от токов коротких замыканий и перегрузок, прерывающие цепь в результате расплавления специального проводника. При возрастании тока в цепи свыше номинального значения в плавких предохранителях происхо­дит расплавление плавких вставок и защищаемого плавкого предохраните­ля проводов, машин, аппаратов. Различают номинальный ток плавкого предохранителя, на который рассчитаны его токоведущий и контактные несменяемые части и номинальный ток сменяемой плавкой вставки, вы­полняемой на различные номинальные токи.

Чтобы предотвратить возникновение длительной электрической дуги, плавкая вставка должна иметь длину больше той, при которой может го­реть дуга под данным напряжением, поэтому на плавких предохранителях кроме номинального тока, указывается также и наибольшее допустимое рабочее напряжение установки.

Достоинством плавких предохранителей является простота и дешевиз­на; недостатком – необходимость замены плавких вставок, что особенно затрудняется в установках высокого напряжения, Кроме того, электриче­ские машины защищают плавкие предохранители только от токов коротких замыканий.

Далее заслушиваются доклады учащихся.

Домашнее задание

§ 43-44

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь