Электрический ток в растворах электролитов. Применение электролиза. Закон электролиза.

0
785
английский

Цели: познакомить с особенностями электриче­ского тока в металлах и электролитах. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка знаний

– Как устроены гальванические элементы?

– Как соединяют элементы в батарею?

– Какие процессы происходят при зарядке и разрядке аккумуляторов?

Далее можно обсудить 2-3 качественные задачи по теме, изученной из предыдущем уроке:

1. Имеется заряженный электроскоп и металлический стержень. Что нужно сделать, чтобы по стержню потек ток?

2. Капли дождя, падая на землю, электризуются. Можно ли говорить о на­личии электрического тока между облаком и землей в данном случае?

3. В чем главное отличие электрического тока, возникающего в метал­лической проволоке, соединяющей полюсы гальванического элемен­та, оттока, возникающего при разрядке электроскопа?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Электрический ток в металлах.

2. Гидродинамическая аналогия электрической цепи.

3. Понятие об электролитах.

1. Электрический ток в металлах. Когда к металлическому проводнику присоединяются полюсы источника тока, в проводнике возникает электри­ческое поле, которое на беспорядочное тепловое движение свободных электронов накладывает направленное движение. Под действием сил элек­трического поля свободные электроны начинают «дрейфовать», что и обу­славливало электрический ток. При этом скорость направленного движения электронов (скорость «дрейфа») очень мала по сравнению со скоростью их хаотического движения – всего несколько миллиметров в секунду. Однако электрическое поле в проводнике распространяется со скоростью около 300 000 км/с. Поэтому принято считать, что движение электронов возника­ет во всех точках электрической цепи одновременно. Когда говорят о ско­рости распространения электрического тока в проводнике, то имеют в виду скорость распространения по проводнику электрического поля.

2. В заключение урока, чтобы разобраться в сущности явлений, проис­ходящих в электрической цепи, полезно обратиться к ее гидродинамиче­ской аналогии, то есть сравнить электрический ток с течением воды в во­допроводе, а распространение электрического поля – с распространением давления воды. При подъеме воды в водонапорную башню давление (на­пор) воды очень быстро распространяется по всей водопроводной системе. Когда мы открываем кран, то вода уже находится под давлением и сразу начинает течь. Но из крана течет та вода, которая была в нем, а вода из башни дойдет до крана много позднее, так как движение воды происходит с меньшей скоростью, чем распространение давления.

Гидродинамическая аналогия помогает объяснить ряд трудных для учащихся вопросов:

а) роль источника тока в электрической цепи;

б) место выключателя в электрической цепи;

в) какие электрические заряды движутся в электрической цепи;

г) объяснение различия между незначительной скоростью носителей то­ка и практически мгновенным распространением тока в цепи.

3. Даем понятие об электролитах.

IV . Закрепление .

Домашнее задание.

§46-47

Упражнение 23