Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 12.
Найманы, кереи, жалаиры
Цели:
- Освоить знания о периодах и месте создания государств найманов и кереев, территории расселения племени жалаиров, их политическом строе и хозяйственной деятельности. Продолжить воспитательные и развивающие цели предыдущих уроков, развивать стремление к изучению родного края.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и родах.
Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа).
Проверка домашнего задания.
План урока:
1. Вступительная часть.
2. Опрос домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Закрепление, подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Опрос домашнего задания (10 минут) по вопросам к §10.
3. Объяснение нового материала (18 минут).
1. Путешествие в страну найманов.
Учитель «приводит» своих воспитанников в страну найманов. Во время путешествия учитель объясняет происхождение названия «найман», рассказывает о ханах государства найманов – Наркеше Даяне, Инанч-бильге, рассказывает об их деятельности по укреплению государства, о политическом положении в эпоху Чингисхана. Ученики узнают о распрях в ханстве, о причинах междоусобиц и приходят к пониманию: раскол и распад государства найманов были вызваны борьбой за власть и внутренними междоусобицами. Далее знакомятся с борьбой найманских ханов Даяна и Кучлука против монгольских завоевателей во главе с Чингисханом и их поражением в этой войне.
2. Путешествие в страну кереев.
Следующий пункт путешествия учащихся – страна кереев. Изучая карту, ученики знакомятся с территорией Керенского государства и соседними странами, среди них и Монгольское государство. Учитель рассказывает об общественном строе Керейского государства, об этническом составе страны, периоде существования Керейского государства, о политической борьбе в нем, о политике, которую вели керейские ханы, о взаимоотношениях между кереями и Чингисханом, о нашествии на них монголов и распаде государства. Учитель также знакомит учеников с историческими сведениями о кереях, говорит о важной научной ценности этих документов.
3. Путешествие в страну жалаиров.
Учитель, «путешествуя» вместе с учениками по стране жалаиров, рассказывает и о соседних странах. При этом дети узнают о деятельности Жамуки, много сделавшего для объединения жалаирских родов и племен, о взаимоотношениях жалаиров с Чингисханом.Во время «путешествия» учитель рассказывает о политическом строе трех племен, о системе управления войсками в них, о хозяйстве, жизни и быте этих племен.
4. Самостоятельная работа (5 минут).
Самостоятельная работа по §10 и хронологической таблице для заполнения необходимых разделов.
Следующее задание: решить кроссворд «Казахстан».
1. Вождь племени жалаиров.
2. Столица государства найманов.
3. Древний тюркский город на юго-востоке Казахстана.
4. Имя найманского хана.
5. Кем объявил себя Жамука на курултае родов и племен?
6. Имя знаменитого монгольского великого хана.
7. Десятитысячный военный отряд тюрков.
8. Крупное тюркское племя.
9. Слово «восемь» в переводе на монгольский язык.
Заключение (подведение итогов – 5 минут).
Вопросы и задания
- Покажите на карте территории расселения трех племен – найманов, кереев, жалаиров.
- Расскажите о политическом строе и системе правления племен.
- Опишите хозяйство и быт этих племен.
- Каким было политическое положение в Найманском государстве?
- А в Керейском государстве?
- Что вы узнали о племени жалаиров?
- Какими были взаимоотношения трех племен с Чингисханом?
Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание: Внимательно прочитать §11 и запомнить его содержание.