Грибы.
Цель урока: Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения
грибов, а так же признаками свойственными только растениям или только
животным.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе как целостному
организму всего живого.
Методы активизации мыслительной деятельности.3-5 мин Орг. момент План урока.
Методы контроля знаний(опрос)
Микология – наука о грибах.
Грибы – эукариотные организмы. Из-за многочисленных различий в строении их
выделяют в отдельную группу.
Наука микология исследует морфологию, анатомию, и многие другие науки, а так же
развитие и значение грибов в жизнедеятельности людей в природе.
Основные причины выделения грибов в отдельную группу (признаки животных)
Клеточная оболочка многослойная (иногда занимает 60% от массы гриба)
В клетках отсутствуют пластиды, придающие зеленый цвет.
Запас питательных веществ – гликоген.
Азотный обмен.
Гетеротрофное питание(питаются готовыми орг. веществами)
Признаки сходства с растениями.
Прикреплены к одному месту.
Могут расти в течение всей жизни, пока не погибнут.
Питание всасывают, а не глотают как животные
Имеются толстые оболочки.
Известно свыше 100 000 видов грибов – от низших одноклеточных до гигантских плодовое тело которых достигает до полуметра. Встречаются на растениях, животных и различной пище.
Тело грибов состоит из нитей – гифов. У низших грибов нити видны на верхней части субстрата, к которому они прикреплены, у высших грибов(шляпочные) их не видно. Гифы растут и расходятся по сторонам. И так гифы это клетки. Они разделены перегородками, то гриб многоклеточный, если между ними нет перегородок то гриб одноклеточный. Гифы это основа гриба, орган размножения. Их функции: СТРОЕНИЕ.
Всасывают воду и питательные вещества.
Растут и ветвятся, тем самым увеличивают объем всасывания и облегчает питание.
Плотно прижимаясь, друг к другу или переплетаясь, гифы образуют плодовое тело грибов.
Концы гифов направлены вертикально и образуют различные (вертикальны, горизонтальные) споры.
Гифы делятся на несколько частей и участвуют в процессе размножения. Из каждого отростка образуется новый гриб.
ПИТАНИЕ.
Грибы-сапрофиты (мукор, белый гриб, шампиньон и другие) питаются органическими
веществами отмерших организмов. Грибы-паразиты (спорынья, головня, и другие)
обитают на живых организмах и питаются органическими веществами живых клеток
.Есть грибы которые сочетают сразу два способа питания(трутовик).
РАЗМНОЖЕНИЕ.
Размножаются вегетативно, бесполым и половым путем.
Вегетативно – частями гифов (грибницы).
Бесполым – с помощью образования спор, они не имеют гифов, концы растут
удленняются, делятся перегородками из каждого деления вырастают новые грибы.
Половое – Изогамное – слияние двух половых клеток.
Гетерогамное – слияние клеток неодинакового размера.
Оогамное – крупная яйцеклетка, а в мужском организме – антеридии.
Одноклеточные грибы.
Строение очень простое, он не имеет грибницы. Шарообразные или овальные клетки
имеют оболочку, ядро и вакуоль. Не смотря на то что они одноклеточные они живут,
размножаются, дышат, живут и происходит обмен веществ.
Дрожжевой гриб очень быстро размножается – почкованием. Если в среде много сахара то
они усиленно размножаются и это приводит к образованию спирта и углекислоты.
ПРИМЕНЕНИЕ.
(самостоятельно)
Текущий контроль, закрепление материала(проверка понимания)5-7 мин. 1 вариант Р.Т. №37 стр. 9 2вариант №38 стр. 9
Итоговый контроль, анализ урока. Подведение итогов. Достигнута ли цель урока?
ДЗ П6. Доп. задание: Вырастить плесневые грибы.