ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к организации процесса самопознания, определяющие основные направления нравственно-духовного развития личности соответственно условиям дошкольного и 12-летнего среднего образования.
Установленные требования являются обязательными:
при организации учебного процесса по самопознанию в дошкольных и общеобразовательных заведениях Республики Казахстан;
при разработке учебников и учебно-методических комплексов по самопознанию;
при отслеживании учебных достижений обучаемых по самопознанию;
при разработке прикладных курсов и курсов по выбору как вариативного компонента нравственно-духовного образования;
при организации дополнительного образования и различных форм внешкольных мероприятий.
Ряд требований настоящего стандарта послужит ориентиром при разработке государственных общеобязательных стандартов и образовательных программ по другим учебным предметам как условие реализации принципов гуманизма, усиливающих ценностный потенциал содержания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан. Образование среднее общее Основные положения.
Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Среднее общее образование.
Издание официальное
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
Базовое содержание среднего общего образования: Состав и структура содержания среднего общего образования, подлежащего обязательному изучению в общеобразовательных учебных заведениях, достаточного для продолжения обучения на последующих ступенях и уровнях системы образования Республики Казахстан.
Базисный учебный план: Нормативный документ, определяющий основу среднего общего образования в условиях вариативной образовательной подготовки и устанавливающий инвариантный и вариативный компоненты учебной нагрузки общеобразовательных учебных заведений. Базисный учебный план служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и является исходным документом для финансирования деятельности общеобразовательных учебных заведений.
Гуманизация образования: Процесс распространения идей гуманизма в организации обучения и воспитания, которыми руководствуется учитель; выстраивание личностно-равноправных отношений между учителем и учеником; проявление уважения к интересам и потребностям ребенка и одновременно формирование у него понимания ценности каждой человеческой личности.
Индивидуальность: Неповторимое своеобразие отдельного человека, имеющего совокупность только ему присущих особенностей, проявляющихся в его отношениях к миру (конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, интеллекта, склонностей, способностей и др.).
Личность: Человек как носитель социальных ролей, обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.
Компетенция: Готовность эффективно мобилизовать знания, умения, навыки и жизненный опыт для достижения поставленных целей в определенном контексте.
Компетентность: Интегральная характеристика личности, определяющая способность разрешать различные вопросы, возникающие в реальных жизненных ситуациях при выполнении той или иной деятельности, с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Нравственность: Показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Духовность: Устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя – в поисках и открытии самоценного, очевидного и необходимого смысла жизни; в самопостижении, самосовершенствовании; в стремлении найти ответы на « из вечные вопросы бытия» – об устройстве мира, о душе человека, о жизни и смерти, истине, о Добре и Зле.
Нравственно-духовное образование: Специально организованный процесс: 1) освоения социокультурного опыта человечества, основанного на эмоционально-ценностном отношении к миру; 2) формирования индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных вопросов, по достижению учащимися определенного уровня образованности в нравственно-духовной сфере; 3) развития личности, обогащения ее индивидуального опыта и поведения, взаимодействия опыта социального и индивидуального, раскрытия творческих возможностей личности во всем многообразии социальной деятельности; 4) развития личностной автономии, при которой нравственный закон становится законом самой личности; 5) формирования опыта решения значимых для личности вопросов на основе нравственного выбора.
Образовательная область: Составляющая базового содержания среднего общего образования, включающая обязательные для изучения предметы.
Образовательная основная программа: Документ, определяющий цели, задачи обучения, место предмета, планируемые результаты обучения, базовое содержание обязательных учебных предметов, входящих в инвариантную учебную нагрузку.
Ожидаемые результаты: Многоуровневая система установленных краткосрочных и долгосрочных целей обучения и воспитания для дошкольного и школьного образования являющаяся показателями нравственно-духовного развития учащихся, их продвижения к общей цели самопознания и позволяющая отследить учебные достижения обучаемых.
Портфолио ученика: Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Назначение портфолио – научить детей обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя». Педагогические задачи портфолио: поощрение активности ученика и его самостоятельности, расширение возможностей его обучения и самообучения, планирования своих образовательных результатов, развитие у него навыков рефлексивно-оценочной и самооценочной деятельности.
Рефлексия: Процесс самоанализа человеком своего внутреннего мира, самооценка собственной деятельности, предполагающая осмысление того, как его оценивают и воспринимают другие люди.
Рефлексивность: Способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать свои мысли, слова и поступки.
Самоактуализация: Высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Самовоспитание: Сознательная, целенаправленная деятельность личности, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных, совершаемая посредством самопознания, самоанализа, самооценки и самоконтроля.
Самоопределение: Степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования (с ориентацией на будущее); процесс и результат сознательно осуществляемого личностью выбора по выявлению и утверждению собственной позиции в тех или иных проблемных ситуациях; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Саморазвитие: Процесс личностного самосовершенствования, реализуемый при наличии основных психических образований: рефлексии, планирования, предвосхищения результатов собственного развития.
Самопознание: 1) творческая деятельность личности, ориентированная на получение достоверных знаний о самой себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации; 2) учебный предмет, выполняющий ключевую роль в нравственно-духовном образовании личности на основе общечеловеческих ценностей.
Самопонимание: Процесс, посредством которого субъект деятельности понимает и принимает самого себя в единстве природных, социальных и личностных аспектов.
Самореализация: Процесс и результат осознанного развития человеком своих личностных возможностей, качеств, положения среди других людей.
Стандарт учебного предмета: Документ, определяющий цели и ожидаемые результаты образования, состав и структуру базового содержания образования конкретного учебного предмета, а также максимальный объем учебного времени, отведенного на его изучение.
Становление: Процесс развития личности, знаменующий ее приближение к социально значимому нравственно-духовному идеалу.
Ценность: Предмет устремлений, целей, а в абсолютном выражении – смысл бытия. Высшая значимость тех или иных объектов или отношений является сущностью ценности как таковой. Высшие духовные ценности: добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом и т.п. В личностном плане ценностные ориентации (их характер, содержание, разнообразие, наличие высших духовных ценностей) выражают масштаб личности, уровень ее духовного развития.
Ценностный потенциал личности: Направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления; индивидуальная самобытность, самореализующаяся в свободно избираемых видах жизнедеятельности.