ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы

0
550
биология

О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года N 200

“Казахстанская правда” от 12 октября 2006 года N 228 (25199)

Подлежит опубликованию в
“Собрании актов Президента
и Правительства” и в
республиканской печати в
изложении

В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания граждан ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее – Программа).

2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 10 октября 2006 года N 200

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
патриотического воспитания граждан
Республики Казахстан на 2006-2008 годы
Астана, 2006 год
Содержание

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизм реализации Программы
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

1. Паспорт Программы

Наименование

Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы

Основание для разработки

Законы Республики Казахстан от 7 июня 1999 года “Об образовании”,
от 7 июля 2004 года “О государственной молодежной политики в Республике
Казахстан”; стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период,
утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года N 856.

Основной разработчик

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Цель программы

Формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания

Задачи программы

Создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и
сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания; обеспечение взаимодействия государства и общества в целом, государства и его граждан, в
частности, при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека; создание условий и социальных предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и
межличностных отношений; содействие работе по воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризацию образа героя нашего
времени среди молодежи

Срок реализации 2006-2008 годы

Источники финансирования

Средства республиканского, местных бюджетов, внебюджетные средства.
За счет средств республиканского бюджета планируется выделить:
За счет средств местных бюджетов:
в 2007 году – 224 093,0 тыс. тенге,
в 2008 году – 236 521,0 тыс. тенге.

Всего: в 2006 году – 27 948 тыс.
тенге, в 2007 году – 278 734 тыс.
тенге, в 2008 году – 290 520 тыс.тенге.
Общая сумма составит 597 202 тыс. тенге.

Объемы финансирования Программы будут уточняться при утверждении
республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год

Ожидаемые результаты

В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: повысится уровень гражданской идентификации казахстанцев с Республикой Казахстан;
возрастет стремление граждан к участию в патриотическом движении;
будет усилено информационно-пропагандистское обеспечение реализации
государственной политики по повышению патриотического сознания граждан; будут активизированы меры, направленные на популяризацию государственных символов страны, государственной и воинской службы, дальнейшее развитие системы патриотического воспитания; в 2006 году будет создан Совет по патриотическому воспитанию граждан; будут разработаны и выпущены информационно-методические сборники, рекомендации, информационно-аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания граждан; будут разработаны программы экскурсионной и краеведческой работы, организованы поездки отличившихся учащихся и студентов в город Астану; будут проведены 36 республиканских мероприятий (семинары, форумы,
конференции, заседания “круглых столов”, социологические исследования,
социологический мониторинг, акции, слеты, конкурсы, турне), в том числе: в 2006 году – 10, в 2007 году – 13, в 2008 году – 13; будут организованы тематические
встречи молодежи с участием представителей правоохранительных органов, ветеранов
войны, спортсменов и др.; 3,5 млн. детей и подростков, охваченных сетью организаций образования, будут вовлечены в деятельность детских, подростковых, молодежных организаций; в учебный процесс будут интегрированы новые методики и материалы,
нацеленные на воспитание у молодежи чувства патриотизма; будут учреждены молодежная республиканская интеллектуальная премия и специальные региональные премии

2. Введение

Актуальность разработки Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее – Программа) обусловлена необходимостью повышения духовного потенциала общества.
Программа предполагает воспитание гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, общества, своей семьи, самого себя; формирование постоянно совершенствующейся личности, обладающей прочным нравственным стержнем, но при этом способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым идеям.
В связи с этим необходимо объединить усилия центральных и местных органов власти и общественных организаций в целях координации их работы среди социальных и этнических групп, что возможно только при наличии единой государственной политики и соответствующей этой политике государственной системы патриотического воспитания граждан. В свою очередь, это требует создания системы патриотического воспитания граждан и определения путей ее развития.
Данная Программа разработана во исполнение законов Республики Казахстан от 7 июня 1999 года “Об образовании” и от 7 июля 2004 года “О государственной молодежной политике в Республике Казахстан”, а также в соответствии со стратегией Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года N 856.
В основе подхода к разработке Программы лежит идея, высказанная Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.: “Казахстан – наш общий дом”. Реализация Программы будет способствовать дальнейшей консолидации общества, сохранению общественной стабильности, укреплению гражданского мира.

3. Анализ современного состояния проблемы

Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Система патриотического воспитания предусматривает: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; проведение массовой политико-воспитательной работы в трудовых коллективах, армии, общественных организациях; осуществление деятельности средств массовой информации, направленной на анализ, изучение и освещение темы патриотического воспитания граждан.
Особое значение при этом придается изучению государственных символов Республики Казахстан. Для осмысления политического и нравственного значения символики республики расширяются и углубляются представления молодежи о гражданских обязанностях. В целях воспитания гражданского самосознания в различных целевых группах населения проводятся дебаты по восприятию и осознанию значения национальной символики, формированию общих нравственных норм, таких, как честь, совесть, долг, ответственность за будущее страны.
В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления. К числу таких стран следует отнести Соединенные Штаты Америки. Для нас их опыт интересен с точки зрения пропаганды государственных символов и воспитания патриотизма у населения. Большинство американцев знают и поют гимн страны на торжественных мероприятиях. Наличие американского флага во всех учреждениях и многих частных домах является для них нормой жизни. Изделия с национальной символикой пользуются огромной популярностью среди населения страны. Это объясняется весьма активной их пропагандой в печатных и электронных средствах массовой информации (далее – СМИ), книгах, художественных фильмах. С помощью государственных символов у граждан последовательно и настойчиво воспитываются гордость за страну и чувство патриотизма.
В нашей стране патриотическое воспитание молодежи в настоящее время осуществляется в рамках отраслевой Программы молодежной политики на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2005 года N 734. С целью поддержки социально значимых проектов выделяются средства на реализацию ряда инициатив молодежных организаций в сфере патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание играет значительную роль в формировании у молодежи чувства патриотизма и гражданственности. Для повышения действенности работы по военно-патриотическому воспитанию проводятся встречи личного состава воинских частей с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн; в период призыва граждан на срочную воинскую службу объявляются месячники оборонно-массовой работы, “Дни открытых дверей” в войсковых частях и высших военных училищах, “Уроки мужества” в средних школах. Ежегодно проводится Всеармейское совещание активистов центров молодежных инициатив Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также в рамках республиканской акции “Патриот” – республиканский фестиваль солдатской песни “Жас улан”.
Традиционным стало проведение республиканских слетов военно-патриотических клубов, военно-спортивных игр – “Улан”, “Алау”, республиканских патриотических акций – “Патриот”, “Я – гражданин Казахстана”, “Это наш флаг”.
Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, основной целью деятельности которых является оказание содействия в самоопределении и становлении личности.
Система патриотического воспитания среди детей и учащейся молодежи предусматривает в процессе обучения и воспитания создание детских и молодежных общественных движений и организаций, творческих союзов. Количество детских объединений увеличивается из года в год. Так, например, в 2003 году их было 184, 2004 – 202, 2005 – 319. В настоящее время в республике действует более 320 детских и молодежных организаций. Среди них наиболее крупными и известными являются “Жулдыз” (Акмолинская область), “Болашак”, “Улан”, “Айналайын” (Карагандинская область), “Шугыла” (Актюбинская область), “Мурагер” (Костанайская область), “Достар” (Жамбылская область), “Жайык жастары” (Западно-Казахстанская область), “Зеленая республика” (Южно-Казахстанская область) и др.
В последние годы активизировалась деятельность местных исполнительных органов по открытию детских и молодежных дворовых клубов. В 2003 году действовал 491 клуб, в 2004 – 542, в текущем году их число составляет 548. Такие клубы являются важной социально-педагогической основой для организации досуга детей и учащейся молодежи, особенно подростков с девиантным поведением. Примечательно, что в развитии клубов значительную роль играют ветераны войны и труда, локальных войн, представители органов внутренних дел, опытные педагоги.
Практически во всех областях и гг. Астане, Алматы функционируют школы, организации, клубы патриотического воспитания, целями деятельности которых являются привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни, повышение политической грамотности, развитие гражданственности и воспитание в духе казахстанского патриотизма.
По данным Министерства образования и науки, на начало 2006 года в республике имеются 586 внешкольных организаций, из которых 218 – сельские. По сравнению с 2002 годом их количество сократилось на 31 единицу, однако количество привлеченных к их деятельности детей увеличилось на 60495 человек. Внешкольные организации детского и юношеского творчества составляют 151 единицу. Имеются 55 станций юных туристов, техников, натуралистов (в 2003 году – 35), 383 детские школы (музыкальные, художественные, спортивные школы и школы искусств), 6 круглогодичных лагерей, 548 дворовых клубов (в 2003 году – 491). Однако охват детей внешкольными организациями составляет всего 12 %. Поэтому необходимо расширить сеть детских, подростковых, молодежных спортивных, военно-патриотических, технических, обучающих компьютерных клубов, художественных секций, библиотек и других внешкольных организаций.
Работа по патриотическому воспитанию граждан, и том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития.
В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание детей и молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Проводимая работа не обеспечивает комплексного решения стратегических задач по формированию патриотического сознания у граждан страны в целом.
Вместе с тем произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали, в свою очередь, большие изменения в общественном сознании и духовной жизни общества. Повседневные жизненные наблюдения, которые подтверждаются социологическими опросами, показывают, что в вопросах патриотизма позиции различных социальных групп и общностей характеризуются многогранностью и широким разнообразием.
Одним из основных векторов социализации личности является идентификация индивида с Родиной. При этом понятие “Родина” ассоциируется не только с родной землей, близкими и родными человека, но и воспринимается в аспекте эмоционально-психологических чувств (чувства любви, патриотизма, преданности, национальной гордости и других).
Результаты мониторинга общественно-политической ситуации в Казахстане, проведенного в период с 2003 по 2005 годы, показали, что абсолютное большинство участников опроса (92,9 %) связывает свое гражданство с Республикой Казахстан. Гражданская идентификация с Республикой Казахстан, основанная на чувстве патриотизма, является фундаментом активной гражданской позиции, осознанного участия в жизни страны.
Республика Казахстан отличается этнической неоднородностью, здесь проживают представители более 120 наций и народностей. Многонациональный характер страны обусловливает многообразие религиозных конфессий и их возрастающую роль в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного с социологического опроса: 35,0 % граждан являются верующими, скорее верующими – 29,0 %, считают себя неверующими – 14,0 %. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением о том, что религия не должна “вмешиваться” в дела государства, влиять на решения органов власти. 18,4 % граждан, наоборот, поддерживают мнение о влиянии религии на государственные дела и считают, что оно вполне допустимо и даже желательно.
В настоящее время вопросы организации борьбы с активизацией деятельности нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций в Казахстане, направленной в первую очередь на вовлечение в свои ряды молодежи, являются, безусловно, актуальными для государства.
В последнее десятилетие отмечаются различные экстремистские выступления, связанные с религиозными постулатами, распространяемыми в стране благодаря зарубежной пропаганде, а также заинтересованности отдельных граждан.
Интерес молодежи к не традиционным для Казахстана объединениям, таким, как кришнаиты, свидетели Иеговы, а также экстремистским организациям, например, религиозно-политическому объединению “Хизб-ут-Тахрир” и другим, связан с психологическим воздействием активистов-сторонников этих объединений и организаций на сознание молодых людей. Поэтому необходимо разработать четкий механизм регулирования злободневных проблем, возникающих в религиозной сфере.
Политическая грамотность и высокая политическая культура населения являются источником внутриполитической стабильности, межнационального согласия. Характерной чертой современного общества стала многоаспектность различных моделей политического поведения, в том числе возможность участвовать в политической жизни страны. При этом интерес к судьбе страны, к будущему можно назвать в качестве важнейшего фактора участия граждан в политической деятельности.
Данные социологического опроса (декабрь, 2005 год) показывают, что устойчивый интерес к политической деятельности проявили только 35,5 % опрошенных граждан. 50,6 % лишь эпизодически интересуются политикой, а у 12,5 % опрошенных политика не вызывает интереса, 1,4 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Семья является важнейшим социальным институтом, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Проведенный социологический опрос (декабрь, 2004 год) показал приоритетность традиционных, устоявшихся ценностей – благополучия своей семьи (55,9 %), работы (35,9 %), личной безопасности (34,8 %).
Кроме того, далеко не все учителя и воспитатели уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, определению на необходимом уровне отношений с семьей и другими социальными институтами.
В числе сдерживающих факторов в воспитании гражданина страны следует назвать недостаточность высококвалифицированных специалистов, способных использовать новые современные технологии для целенаправленного формирования патриотизма и демократических убеждений, малочисленность научно-исследовательских организаций гуманитарного профиля, имеющих достаточный опыт разработки социальных технологий по патриотическому воспитанию граждан.
Для решения имеющихся проблем в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения требуется принципиально новый подход к воспитанию в целом.
Образ страны и чувства своей неразрывной связи с родиной формируются государством и обществом через различные механизмы и институты, прежде всего образование.
В этой связи необходимо активное привлечение учреждений и организаций образования к работе по воспитанию обучающихся в духе казахстанского патриотизма, обеспечению популяризации государственных символов страны.
Необходимо отметить, что в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию информационно-дидактических материалов по культуре мышления и толерантности, основанных на современных казахстанских общественных и культурных реалиях и связанных с менталитетом казахстанцев, мало книг для детей и молодежи, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу своему Отечеству. Имеющиеся книги для детей и молодежи в основном ориентированы на пропаганду западных идеалов и ценностей или формируют чисто технократическое мышление.
Немаловажное значение в процессе формирования казахстанской гражданственности имеет степень употребления государственного языка в органах государственной власти и государственного управления, учреждениях образования, различных организациях и на предприятиях. В связи с этим необходимо решение задач в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 11 июля 1997 года “О языках в Республике Казахстан”. Осознание роли казахского языка является фундаментом, на котором строится все здание нашей государственности.
Для эффективной реализации Программы необходимо вовлечь все сегменты казахстанского общества: бизнес, отечественные – неправительственные организации, общественные движения, ветеранские объединения.
Кроме того, необходимо оказать содействие в становлении различных форм молодежного самоуправления: молодежных маслихатов и других выборных органов. В настоящее время степень участия молодежных организаций в разработке и реализации государственных программ невысока. Необходимо создать возможности для участия молодежи в принятии управленческих решений, поощрять молодежные инициативы, имеющие общественно-политическое, социальное значение.
В настоящее время в работе по патриотическому воспитанию граждан слабо используется один из самых мощных инструментов воздействия на людей – деятельность СМИ. Это положение требует соответствующих доработок для активного и добровольного вовлечения СМИ в данную программу.
Успешной реализации Программы будут способствовать сложившиеся в казахстанском обществе: толерантный менталитет казахстанцев;
духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев;
смелость по отношению к нововведениям, историческим доказательством чего стали кардинальные экономические реформы, успешно проведенные в Казахстане после обретения суверенитета;
межнациональное согласие и дружба, политическая стабильность;
устойчивый и динамичный экономический рост страны, как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее.

4. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
Основными задачами Программы являются: создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания;
обеспечение взаимодействия государства и общества в целом, государства и граждан в частности при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека;
создание условий и социальных предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и межличностных отношений;
содействие работе по воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризацию образа героя нашего времени среди молодежи.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

Для централизованной координации деятельности по реализации Программы предусматривается создание республиканского Совета по патриотическому воспитанию граждан. Данный Совет будет сформирован из полномочных представителей заинтересованных государственных органов республиканского и регионального уровней, общественных институтов неправительственных организаций.
В части, касающейся реализации Программы на региональном уровне, в процессе разработки соответствующих планов мероприятий важно учитывать демографический, этнический состав населения, социально-психологические особенности городского и сельского населения.
Для скоординированной работы представителей центральных и местных исполнительных органов, организаций культуры, образования, воинских частей и “третьего сектора” требуется проведение специальных семинаров-совещаний.
Для достижения поставленной цели и успешной реализации государственной политики в области патриотического воспитания особое значение имеет активизация сотрудничества как с печатными СМИ, так и телевизионными.
Требуется яркое информационно-пропагандистское обеспечение, а также целенаправленное освещение в СМИ процесса реализации данной Программы и деятельности государственных органов в этом направлении.
Для успешной реализации Программы необходимо выработать механизмы сотрудничества республиканских и региональных СМИ в вопросах пропаганды и освещения работы по патриотическому воспитанию граждан.
Также в целях координации деятельности общественных организаций патриотического направления будет усилена работа действующего республиканского общественного Совета родителей, что будет способствовать выработке оптимальных механизмов деятельности родительской общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Кроме того, для эффективной реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан необходимо привлечь большое количество волонтеров, готовых и способных бескорыстно участвовать в этой важной работе. По степени развития волонтерского движения можно судить об уровне гражданской активности членов того или иного общества. Волонтерская деятельность позволяет охватить все слои населения, сблизить различные социальные группы общества и укрепить их единство.
В процессе реализации Программы будут проведены анализ и корректировка действующей нормативной правовой базы по вопросам волонтерского движения с целью его активизации в работе по патриотическому воспитанию граждан.
Реализация Программы будет осуществляться по основным направлениям.

1. Национальное единство
Создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания, возможно через:
1) активную реализацию государственной политики в области пропаганды и применения государственных символов.
Государственная символика является комплексом культурных эмблем нации. Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности.
Пропаганда государственной символики будет осуществляться в рамках проводимых на различных уровнях разнообразных конференций, семинаров, акций с вовлечением широких слоев населения.
Кроме того, требуется научное обеспечение данной работы, которое будет осуществлено в форме социологического исследования, нацеленного на выявление степени восприятия различными социальными группами государственных символов страны.
Особое внимание будет уделено повышению информированности молодежи в вопросах значимости государственной символики через проведение различных конкурсов и других массовых акций.
Требуется вовлечение СМИ в проводимую пропаганду государственных символов, что планируется осуществить путем производства и трансляции телевизионных и радиопрограмм на эту тему;
2) внедрение принципа проведения государственных праздников как общенародных.
Необходимо вовлекать большее количество людей в проводимые торжества. При этом важно принять меры по созданию организационно-методического обеспечения каждого торжества для восприятия гражданами проводимого празднования “всем сердцем”, с чувством единства, сплоченности, душевного подъема.
Преобразование форм проведения государственных праздников предполагает разработку таких сценариев, которые будут всемерно гуманизировать государственные праздники.
Результатом данной работы станут сближение органов государственного управления и различных слоев общества, углубление взаимопонимания между органами власти и населением;
3) повышение уровня учебных программ системы образования.
В целях повышения духовно-нравственного потенциала обучающихся и воспитания у них гражданского сознания требуется проведение соответствующей экспертизы существующих учебно-методических материалов.
По итогам анализа планируется внести необходимые изменения в учебные программы, дополнить их материалами, посвященными идеям национального единства и согласия, познанию культуры и изучению традиций казахского народа, казахстанских этнических групп.
При этом, следуя традициям демократического общества, к данной работе предполагается привлечь все слои населения. Кроме того, предусматривается сотрудничество с региональными электронными СМИ. Для этого в рамках государственного заказа на проведение государственной информационной политики через телерадиовещание будут приниматься меры по созданию и трансляции специальных информационных материалов.
Развитие идей культурного сотрудничества, евразийства, воспитание межэтнической, религиозной терпимости и взаимопонимания предполагается осуществлять в рамках научно-практических конференций, лекций, дискуссий, заседаний “круглых столов”.
Особое внимание будет уделено воспитанию молодого поколения в духе толерантности, установлению сотрудничества с лидерами религиозных объединений, исповедующих мировые и традиционные религии, руководителями национально-культурных центров, действующих на территории Республики Казахстан.
В контексте Программы предусмотрен постоянный социологический мониторинг общественного мнения по вопросам гражданского согласия.
Центральным, консолидирующим общество фактором является вовлечение широких слоев и различных групп населения в добровольное изучение казахского языка. Время изучения государственного языка, период овладения им должны стать для всех этносов Казахстана школой культурного, психологического сближения. Данная Программа рассматривает участие населения, особенно молодежи Казахстана, в изучении казахского языка как элемент политической стабилизации общества. В этих целях на р