Цели : учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Фантастика, интонация, грамматическая основа, шест-вовать, шефствовать, газета, корреспондент, пролил, пролила, пролили.
2. Диалог – диа – ‘два’
логос – ‘слово’ (греч.)
Ш. Наблюдения над текстами учебника и знакомство с правилами на с. 103–104.
Учитель сообщит, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки, перед ними ставится тире, кавычки не ставятся.
IV. Закрепление изученного.
Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности записи диалога.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
– Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
– Все целы. А как твой нос?
– Целый! – ёжик произнес.
– Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
– Извини и ты, сосед, –
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
В. Орлов
– В каких репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
– Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
– Как это отразилось в пунктуации диалога?
V. Тренировочные упражнения.
Выполнение упражнений 244, 245, 246.
VI. Работа в парах.
• Задание. Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: «Зимнее утро», «Животные – наши друзья».
Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.
Домашнее задание : упражнение 248.