Цели: познакомить учащихся с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них; выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями; формировать специальные умения и навыки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
1. Выполнение заданий .
1) Замените сложноподчиненные предложения бессоюзными сложными предложениями, постройте схемы.
а) Когда настанет утро, отправимся в путь.
б) Если ты хочешь заниматься спортом, то можешь записаться в какую-нибудь секцию.
в) Мы убеждены, что победа будет за нами.
г) Чувствовалось, что скоро пойдет дождь.
Вывод: бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов.
2) Прочитайте предложения с соответствующей интонацией согласно знакам препинания. Изменится ли интонация в зависимости от знаков препинания?
Мама сердилась, сын не слушался. – п еречисление.
Мама сердилась: сын не слушался. – п редупреждение.
Мама сердилась – сын не слушался. – п овышение интонации в первом предложении и понижение во втором.
2. Работа по таблице .
Основные признаки бессоюзных
сложных предложений
1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.
2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.
3) Имеют характерную интонацию.
4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
3. Работа с теоретическим материалом.
Прочитайте внимательно § 31, 32 учебного пособия. Составьте развернутый план изучаемой темы. Придумайте и запишите собственные предложения по схемам § 32, произведите синтаксический разбор предложений. (Работа в группах.)
4. Работа с теоретическим материалом § 33.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. (Работа по вариантам.)
1) Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костер.
Пышет пламя в лицо, теплый дым по ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе, низко гнутся березы ветвистые,
Меж стволами качается тень…
Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
Этот солнечный ветреный день.
И. А. Бунин
2) В степи пырей поднялся выше колена, за вьюном зацвел донник. Медвяный запах его к вечеру растекался по всему хутору. Озимые хлеба стояли до горизонта сплошной темно-зеленой стенкой. И яровые радовали глаз на редкость дружными всходами. К концу первой половины июня погода прочно установилась, ни единой тучки не появлялось на небе, дивно закрасовалась под солнцем цветущая, омытая дождями степь. (М. А. Шолохов.)
3) На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.)
Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.)
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.)
III. Итог урока.
Домашнее задание. § 31–33, упр. 186, 190, 191.