Цели: познакомить детей с творчеством Б. В. Заходера; работать над техникой сознательного и выразительного чтения; учить детей выделять главную мысль произведения, называть главных героев; показывать учащимся необходимость охранять окружающую природу; развивать устную речь и расширять знания детей об окружающем мире.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– «О братьях наших меньших» – так называлась тема, которую мы изучили.
– С какими писателями мы с вами встретились на страницах книги?
– Кто из героев вам больше всего запомнился?
– Ой, кто-то шумит под дверью. (Учитель выглядывает.) Знаете, кто там? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)
Влетает «ветер».
– Это кто в лесах живет, кто в тенистых прячется? (Ответы детей.)
– Это кто в степях живет, кто в просторах прячется? (Ответы детей.)
– Это кто в морях живет, кто в глубинах прячется? (Ответы детей.)
– Это кто в небесах живет, кто в голубых прячется? (Ответы детей.)
Учитель. Рыба в воде, птица в небе, звери в лесах, растения в степях. Как их всех можно назвать одним словом? Они – обитатели нашей планеты.
Читаем на доске.
Физкультминутка «Медвежата»
II. Актуализация знаний.
– Ветер, ветер, а ты принес фотографии жителей нашей планеты?
– Да, вот они.
Достает «чудесный мешочек», где находятся картинки зверей, птиц, рыб, растений, земноводных… С этой целью можно использовать лото «Соседи по планете».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Учащийся достает карточку и описывает ее, не называя, но стараясь как можно точнее описать образ жизни, повадки, внешний вид. Класс должен назвать, кого описывает их товарищ.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся, а может, и подружимся с очень добрым человеком, талантливым поэтом, писателем Б. В. Заходером. С его стихами вы встречались еще малышами. (Обратить внимание учащихся на выставку книг писателя и на его портрет.) Он пишет о нашем огромном мире, обо всех, кто его населяет, и больше всего о тех, кого мы называем нашими меньшими братьями. Сегодня мы будем читать стихотворение «Что красивее всего?».
1. Чтение стихотворения учителем.
– Послушайте стихотворение и скажите, почему оно так названо.
Ответы детей.
– Прочитаем и отметим непонятные слова карандашом.
2. Словарная работа.
Процедил – сказал сквозь зубы.
Мерцанье звезды – свет звезды.
Ни с того ни с сего – просто так.
– Мы учимся читать выразительно. Что это значит? (Мимика, жесты, выразительность голоса, соблюдение знаков препинания.)
3. Чтение стихотворения учащимися.
Читают 1–3 ученика.
4. Беседа по вопросам.
– На какой вопрос отвечали все герои стихотворения?
– Что же ответили они?
– Зачем автор слова волк, лиса, дельфин и другие написал с заглавной буквы? (Чтобы показать их значимость не только в стихотворении, но и на Планете.)
Учитель открывает окно и находит там птицу.
– Ребята, кто-то прилетел к нам на окошко, у нее что-то в клювике. Какое-то срочное донесение. Посмотрим, что в нем.
ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСА
Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья. Ива, Черемуха, Лесная Сирень.
– Как вы думаете, стоит спешить на выручку? Птичка сказала, чтобы мы отправлялись туда по следам, которые она для нас оставила. Ой, посмотрите, а следы какие-то необычные. Это указатели, как нужно обращаться с природой.
Вместе с детьми обсуждается каждый знак (материал прилагается). Все карточки-следы прикрепляются на доску в перевернутом виде и показываются детям по одной.
Звучит запись «Голоса птиц».
IV. Итог урока.
– Могут ли люди прожить без природы?
– Что бы вы сказали детям, кто нарушает законы природы?
– Что красивее всего для нас с вами?