Урок 6. Тема урока:Изобразительность кюев Казангапа Тлепбергенулы.

0
939
общество

Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение. Знакомство с изобразительностью кюев Казангапа Тлепбергенулы.

Ход урока

Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс. (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина «Дорога добра»).

Приветствие: «Здравствуйте, ребята».

Задачи образовательные:

сформировать представления о музыкальном жанре;

закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения – арнау»;

Казангап Тлепбергенулы – известный казахский композитор, кюйши. Родился и вырос в местечке Акбауыр Куландинского перешейка на Аральском море. Похоронен в родных краях, возле аула Айшуак. Происходит из древнего племени шанышкылы старшего жуза. По родословным данным из рода Акарыс старшего жуза происходит Кейки би, от него родился Тобей. У Тобея было 4 сына: Майкы, Когам, Мекире, Куилдар. От Когама родились Канлы и Шанышкылы. У Шанышкылы было 4 сына: Корбака, Даркан, Кырыксадак, Бектау. Предки Казангапа восходят к Кырыксадаку.

Вообще, Казангап – эпический кюйши. В его кюях глубоко представлены и прошлое, и настоящее, и будущее казахов. Историческому прошлому казахов посвящен кюй “Ноғайлы босқыны” (Ногайские беженцы); указы царя шестнадцатого года он переживает вместе со всеми, об этом звучат его кюи “Жұртта қалған”, “Окоп”. Коренные изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции, композитор сравнивает с великим кочевьем. Об этом он рассказывает в кюе “Қызыл керуен”. Кюи “Майда қоңыр”, “Учитель”, “Өтті-ау дүние”, “Көкіл” посвящены красоте жизни, он раздумывает о настоящем и будущем народа.

Разучивание песни «Айголек».

Итог урока.