Ц е л ь: закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных единственного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка
З а п и с ь под диктовку.
Лежал на постели, думал о писателе, сидел на ветке, пенсия по старости, одежда для осени, возле тропинки, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волге.
Обозначьте падеж существительных, выделите окончания.
II. Работа с учебником.
1. Упражнение 121 выполняют по заданию учебника.
– Какой предлог употребляется только с одним падежом? (Предлог по, дательный падеж.)
2. Упражнение 123 выполняют по заданию учебника.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 122.
– Прочитайте слова каждой группы. Объясните написание пропущенных орфограмм. Из каждой группы слов составьте предложения.
Предложения записываются на доске и в тетрадях, проводится орфографический разбор.
III. Самостоятельная работа.
Т е с т.
I. Укажи слова, которые в родительном падеже имеют окончания –ы; –и:
1. Улыбка. 6. Закладка.
2. Привет. 7. Поезд.
3. Факел . 8. Путешествие.
4. Роза. 9. Ученица.
5. Праздник. 10. Столица.
II. Укажи слова, которые в дательном и предложном падежах имеют окончание –е:
1. Лодка. 6. Чистота.
2. Легкость. 7. Колодец.
3. Ветер . 8. Шишка.
4. Правило. 9. Ель.
5. Тропинка. 10. Роща.
III. Укажи падежи, в которых у имен существительных третьего склонения в окончании пишется –и:
1. Именительный.
2. Родительный.
3. Дательный.
4. Винительный.
5. Творительный.
6. Предложный.
IV. Укажите слова, в окончаниях которых после шипящих и ц пишется –о:
1. Плеч..м. 6. Борщ..м.
2. Свеч..й. 7. Добыч..й.
3. Туч..й. 8. Циркач..м.
4. Птиц..й. 9. Лиц..м.
5. Силач..м. 10. Ключ..м.
IV. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
Домашнее задание : упражнение 124.