Дата……
День……
Цели урока: продолжить рассмотрение особенностей стран Юго-Западной Азии; изучить состав Южной Азии и ее географическое положение; составить комплексную географическую характеристику Индии.
Средства обучения: карты атласа (политическая Азии, хозяйственной деятельности населения, физическая Индии, социально-экономическая Южной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.
Основные представления и понятия: платформа, складчатый подвижный пояс, нагорье, субэкваториальный тип климата, муссоны, саванны, переменно-влажные леса, природный комплекс, природные богатства, этнос, религия, образ жизни, отрасли хозяйства.
Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Межпредметные связи: древние индийские цивилизации, колониальная Индия (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Краткая характеристика Ирана и Афганистана
Беседа. Особенности географического положения каждой страны и его оценка. Оценить природные особенности каждой из стран с позиций жизни населения и ведения хозяйства. Какая из стран обладает большими природными богатствами? Какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты в Иране и в Афганистане. Столицы и крупные города стран, их географическое положение.
2. Южная Азия
Рассказ учителя. Географическое положение, общие особенности природы. Страны региона.
3. Комплексная характеристика Индии
Задание. Определить и оценить географическое положение страны. Отразить работу на контурной карте.
Практическая работа. Составить характеристику природных компонентов страны, оценить природные богатства, выделить несколько крупных природных комплексов. Объяснить причины богатства и разнообразия природы страны. Определить причины стихийных бедствий в Индии.
Беседа. Актуализация знаний из истории Индии.
Объяснение учителя. Сложный расовый и языковый состав населения страны. Роль религии в жизни индусов. Особенности быта, национальной одежды, пищи, традиции и обычаи.
Сообщение учащихся. Тема “Культура Индии”.
Задание. По тематическим картам определить основные виды хозяйственной деятельности, связанные с использованием природных богатств суши и прилегающих акваторий. Назвать основные отрасли промышленности и сельского хозяйства, установить и объяснить их размещение по территории страны. Определить географическое положение столицы и крупных городов Индии. Создать на контурной карте модель размещения видов хозяйственной деятельности и крупных городов.
4. Краткое описание других стран Южной Азии
Сообщения учащихся. Тема “Своеобразие страны Непал” и других стран (по выбору).
Закрепление изученного
Природа каких стран Южной Азии разнообразна, а каких сравнительно однообразна? Почему?
В каких районах Индии и почему месторождения каменного угля и железной руды расположены близко друг от друга? Какими еще полезными ископаемыми богата страна? Почему?
В чем ярко проявляются особенности климата Индии? Как от климата зависит режим рек?
Какие культурные растения возделывают в Индии, каких животных разводят? Почему?
Назовите контрасты, которые присущи природе, населению, отраслях хозяйства Индии.
В чем проявляются особенности материальной и духовной культуры индусов?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку