Ц е л ь: познакомить учащихся с правилом проведения орфографического разбора существительных с безударными окончаниями.
Х о д у р о к а
I. Самостоятельная работа (по карточкам).
Допишите окончания существительных, укажите склонение.
Карточка 1
Подошел к печ.. – печк.., собака на цеп.. – на цепочк.., говорил о плет.. – о плетк.., ездил на лошад.. – на лошадк.., молоко в бутылк.. – в бутыл.., брал по горст.. – по горсточк.., рыба в сет.. – в сетк.., думал о мыш.. – о мышк…
Карточка 2
Мечтал о вещ.. – о вещичк.., платье на дочер.. – на дочк.., приготовились к ноч.. – к ночк.., играл на площад.. – на площадк.., говорил о пыл.. – о пылинк.., подошел к двер.. – к дверк.., сидел на ветв.. – на ветк.., написано в тетрад.. – в тетрадк.. .
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 97.
– Почему существительные написаны с большой буквы?
– Запишите словосочетания, выделите окончания, обозначьте тип склонения и падеж.
– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять орфографический разбор имен существительных. Прочитайте правило в красной рамке на с. 117.
– Можно ли сказать, что, выполнив упражнение 97, мы произвели орфографический разбор существительных?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 98.
– Прочитайте существительные в скобках. В форме какого падежа они даны?
– Обратите внимание на предлоги. С какими падежами они употребляются? А теперь прочитайте существительные в сочетании с предлогами. Запишите их и сделайте орфографический разбор.
Для посадки – Р. п., 1-е скл., …
3. В ы п о л н е н и е упражнения 100.
З р и т е л ь н ы й д и к т а н т.
III. Упражнение по развитию речи.
В ы п о л н е н и е упражнения 99.
Учащиеся объясняют написание пропущенных орфограмм, составляют предложения.
– Дополните получившийся текст двумя-тремя предложениями, подходящими по смыслу.
IV. Итог урока.
– Что значит выполнить орфографический разбор существительных с безударными окончаниями?
Домашнее задание: упражнение 101.