Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
И. Златоуст
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать личностные качества учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверку домашнего задания можно провести в форме индивидуального опроса:
– Нарисовать на доске структуру психики по 3. Фрейду и рассказать сущность его теории.
– Рассказать о концепции П. Сорокина.
III. Изучение нового материала
План
1. Элементы человеческой психики и сознания.
2. Деятельность человека: структура и виды.
1. Элементы человеческой психики и сознания Изучение вопроса может быть организовано в форме беседы. Учитель акцентирует внимание на следующих моментах.
1. Индивид – любой человек как носитель родовой сущности.
2. Личность – носитель качеств, приобретенных в предметной деятельности и общении. Это индивид, который осознал
свое Я, способен делать выбор и нести за него ответственность, проявляющий креативные способности.
3. Одной из характеристик личности является проявление индивидуальности как совокупности психологических черт и особенностей, составляющих уникальность и неповторимость человека.
Затем можно прокомментировать схему на с. 143 (Кравченко).
Инстинкты – это совокупность врожденных моделей поведения, или система безусловных рефлексов.
Рефлексы условные приобретаются в течение индивидуальной жизни, они могут исчезать, восстанавливаться и переходить в безусловные. Учение о рефлексах разработал лауреат Нобелевской премии И. Павлов. Он назвал рефлексы «первой сигнальной системой», позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности. «Второй сигнальной системой» ученый считал речь и мышление.
Потребности – это желание что-либо иметь.
Существует пятиуровневая классификация потребностей человека, так называемая пирамида потребностей А. Маслоу:
• физиологические потребности – первый, низший, уровень;
• потребности в безопасности – второй уровень;
• социальные потребности – третий уровень;
• престижные потребности – четвертый уровень;
• духовные потребности – пятый, высший, уровень.
Привычки – это приобретенные человеком способы удовлетворять потребности и реагировать на инстинкты.
Выделяют привычки полезные и вредные, временные и постоянные, индивидуальные и коллективные.
Можно предложить учащимся мини-дискуссию:
• полезные и вредные привычки – это приобретенные или полученные по генам;
• перечислите наиболее вредные, с вашей точки зрения, привычки и аргументируйте свой выбор;
• как можно выработать полезные привычки и избавиться от вредных привычек.
Мотив – это побудительная причина, повод к началу действий. Мотивы придают поведению осмысленность.
Чувства – это переживание человеком отношения к самому себе, другим людям, эмоциональная оценка человеком своих действий. Качественная характеристика чувств зависит от физиологической конституции, социального окружения и внутреннего мира человека.
Чувства делятся на низшие и высшие. Низшие чувства проявляются в удовлетворении или неудовлетворении потребностей, связанных с анатомией и физиологией человека. Высшие чувства -моральные, интеллектуальные и эстетические.
Рассудок и разум являются высшим проявлением человеческой психики и сознания.
Сознание неотделимо от разума и рассудка. Рассудок – это способность к культивированию научно-теоретических знаний, а разум – это способность преобразовать эти знания как духовные ценности и на этой основе определять поведение человека, особенно в неожиданной ситуации. Проявляется рассудок в способности к дедукции (логические умозаключения от общего к частному) и индукции (логические умозаключения от частного к общему).
Духовность. Это очень сложная характеристика человеческой психики и сознания.
Учитель предлагает определения духовности из нескольких словарей и просит выделить главное, существенное в этих определениях (стремление к высокому во всех помыслах и поступках).
2. Деятельность человека: структура и виды
Поскольку материал учащимся знаком, учитель проводит фронтальную беседу. При этом следует обратить внимание на следующие моменты.
1. Деятельность – это целесообразное поведение по реализации предварительного плана.
2. Структура деятельности: цель – мотивация – методы и средства – результат.
3. Субъект и объект деятельности.
4. Основные виды деятельности – познавательная, информационная, интеллектуальная, духовная, творческая.
5. Основные формы деятельности – труд, учеба, познание, общение, игра.
6. Деятельность формирует и развивает личность, и одновременно личность выражается в деятельности.
IV. Закрепление изученного материала
– Составьте духовный и душевный портрет известного человека.
– Чего должно быть больше в человеке – души или духовности? Свой выбор обоснуйте.
– В чем заключается проблема мотивов?
– Приведите примеры, как можно совершенствовать свой характер.
Домашнее задание
§ 19 «Влияние общества наличность» (Кравченко). Написать эссе на эту тему.
Дополнительный материал
Ясновидение не трюк, а научный факт!
Игорь Гарин – профессор, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Харьковского физико-технического института, лауреат Государственной премии, видный специалист в области материаловедения реакторных и космических материалов. Один из немногих русских фигурантов престижных американских справочников «500 влиятельных лидеров» и «Международный указатель известных руководителей». Имеет более 500 опубликованных работ. Автор 10 томов «Мудрость веков» и недавно вышедшего двухтомника «Что такое мистика?».
Мы привыкли к строгому разделению науки и мистики. К тому, что о загадочном в нашей жизни – вещих снах, астральных мирах и прочей телепатии – рассуждают в основном экстрасенсы и чудики, которым сложно верить на слово. А между тем все эти загадки изучают и серьезные ученые. Сегодня мы начнем рассказывать вам об этих невероятностях. Но с точки зрения науки. Доктора, профессора, физики, математики, психологи объяснят нам причины возникновения странных явлений. А начать мы решили с ясновидения.
Сократ дружил с демоном?
Конечно, нас удивило, что такой солидный ученый-физик, как Игорь Гарин, вдруг написал целых два тома про то, что мистика реальна. Что же подвигло его на такой шаг?
«Я понял, что наука привлекает в свои ряды особую породу людей, чьи мозги окружены железобетонной стеной, не пропускающей много-слойности бытия, – говорит Игорь Гарин. – Естественно, это относится не ко всем. Такие известные физики, как Эйнштейн, Гейзенберг, Бор, Оппенгеймер, во многом опирались в своих открытиях на интуицию. Да и древние философы – Пифагор, Гераклит, Сократ – прослыли ясновидцами потому, что слушали свой внутренний голос. Например, Сократ в одном из трудов засвидетельствовал: «Начиная с детства, меня сопровождает, по божьему определению, нечто демоническое. Это какой-то голос, который, когда он является, всегда дает мне знак удержаться от того, что я хочу делать, или отклоняет от предприятия и не позволяет мне делать нечто, что я хотел».
Представления ученых о мироздании часто базируются не на том, что есть, а на том, во что нас учили верить. Многие вполне реальные явления в эту картину мира просто не вписываются, а потому считаются несуществующими. Однако сегодня ученые уже склонны официально признать такие мистические феномены, как аура, тонкое тело, чакра. Ведь ученые до сих пор не знают ответы на такие, казалось бы, простые вопросы:
– Как мир может возникать из ничего?
– Если энергия должна сохраняться, то откуда она явилась изначально?
– Каково происхождение материи, времени и пространства?
– Ограничивается ли мир четырьмя измерениями Эйнштейна?
– Можем ли мы вообще понять, что такое жизнь, не объяснив сначала, что такое смерть?
– И как возникают в мозге людей гениальные озарения и открытия, предвидения, которые потом с точностью сбываются?
Надо изучать время
«Если бы кто-то вывел формулу провидческого дара, то он был бы достоин Нобелевской премии, – говорит Игорь Иванович. – А сегодня мы можем лишь предполагать, в каком направлении двигаться, чтобы изучить этот феномен. Нам следует изучать многомерность времени, в котором, возможно, сосуществуют прошлое и будущее. Например, по теории немецкого математика и физика Германа Минковского, время не течет и не меняется, а постоянно существует как гигантский океан, в котором смешаны все времена. Поэтому все события в виде сгустков информации могут черпать люди, которые способны их воспринимать. А по мнению всемирно известного академика Вернадского, Землю окружает ноосфера – некое информационное поле, в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем и будущем не только Земли, но и Вселенной. Некоторые утверждают, что время подобно пленке с кинофильмом – мы смотрим его последовательно, но он уже снят, и при определенных условиях можно, перемотав пленку, заглянуть в финал, а потом вернуться в исходную точку…»
Кстати…
Психологи Центра трансперсональной психологии разработали классификацию типов предвидения:
1. Экранные видения – когда человек закрывает глаза и видит перед собой сменяющие друг друга образы.
2. Внутреннее ясновидение – когда видения возникают в голове, они отчетливые и объемные, наподобие кинофильма.
3. Пространственное ясновидение – когда человек видит своими глазами в окружающем мире нечто, не доступное другим. Например, свои болезни, прошлое или будущее.
4. Астральное ясновидение – способность перемещаться в пространстве и времени, видеть другие страны и планеты, прошлое и будущее, как бы выходя из тела и даже участвуя в разворачивающихся там событиях! Это высший пилотаж, доступный лишь знаменитым на весь мир экстрасенсам.
Образование как восхождение к культуре
Библейская притча о Вавилонском столпотворении повествует о жителях Месопотамии, которые после Всемирного потопа захотели возвести башню до небес, надеясь, что она спасет их от любых неприятностей. На строительство пришло множество народа, быстро сумевшего высоко поднять грандиозное сооружение над землей. Но Бог, разгневанный их дерзостью, решил воспрепятствовать работе и «смешал языки». Люди перестали понимать друг друга, воцарилась великая паника, полный беспорядок, а башня так и осталась недостроенной. Говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от этой башни, потому что многие уносили их с собой на память о времени, когда люди понимали друг друга.
Для современного человека этот древний миф полон особого смысла, поскольку люди уже давно разучились слушать друг друга. Тем не менее вся история человечества – попытка договориться. В Средние века для этого использовали религию, которая стала универсальным языком культуры. Позднее, в эпоху Просвещения, в общественном сознании утвердился сциентизм, чему способствовали великие (прежде всего естественно-научные) открытия, породившие иллюзию всесилия науки.
Но уже в середине XX столетия мы отказались от притязаний науки на единственно правильный способ познания и преобразования мира. В начале третьего тысячелетия человечество отчетливо осознает, что «мир говорит на разных языках», а не только на языке логики научного знания. Именно поэтому притча о Вавилонской башне воспринимается как предупреждение о последствиях высокомерия человека, не желающего внимать «другим языкам».
Сегодня не оспаривается признание равноценности наряду с научным другого знания – религиозного, мифологического, художественного. Новая культурная ориентация общества характеризуется многосторонним взаимопроникновением различных сфер: науки, экономики, искусства, религии, – их включением в культурный контекст, что приводит к формированию общего культурного знакового языка. Это предполагает соотнесение разных областей знания, стремление к диалогу разных языков культуры, переосмысление, по М.М. Бахтину, значения «чужих» культур в рамках своей культуры. Следовательно, цели образования не могут рассматриваться вне контекста приобщения личности к культурному наследию.
Однако проблема овладения интегративным языком культуры пока еще не осознается обществом в полной мере как фундаментальная проблема становления личности. Но ведь совершенно очевидно, что человек постиндустриальной эпохи не выживет, если не сумеет адаптироваться к многоголосью окружающего мира. Это в свою очередь предопределяет трансформацию школы: из места, где ученик осваивает только один язык – язык науки, в пространство, где он учится владеть разнообразными языками культуры.
Подобные идеи на рубеже XIX-XX вв. высказывал С.И. Гессен, обосновывая тесную связь между культурой и образованием, а цели образования формулируя как приобщение к ценностям культуры. В конце XX столетия сходную позицию выразил B.C. Библер, отстаивающий тезис о необходимости перехода от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Современная педагогическая наука, базируясь на этих идеях, творчески развивает их. Подтверждением может служить разработка и внедрение различных моделей культуроориентированного образования, которые трактуют образование как незавершенный и непрерывный процесс освоения культурного наследия – восхождение к культуре.
Применительно к содержанию образования это означает его фундаментальное расширение: отбор и включение разнообразного знания. Другим обязательным условием обновления школы является такое построение процесса обучения, в ходе которого личность получает возможность овладения различными способами и методами познания действительности.