Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме; развивать речь, мышление, сообразительность, интерес к математике; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. В саду 40 деревьев, 5/8 из них вишня, а остальные черешня. Сколько черешен в саду?
2. Сколько будет полторы трети от ста?
3. Придумайте 3 дроби с числителем 1, сумма которых равна 1.
4. Есть 8 кг фасоли и чашечные весы без гирь. Как отвесить 3 кг фасоли? (8 кг — это 4 и 4, 4 кг — 2 и 2, 2 кг — 1 и 1, 1 + 2 = 3 кг.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим решать задачи на нахождение дроби от числа и познакомимся с новым приемом решения задач на проценты, приемом прикидки.
IV. Изучение нового материала
— Решите задачу. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 24%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 593 рубля? Решить эту задачу нам поможет прием прикидки.
Решение:
1) 24% заменяем на 25%
2) 593 руб. заменяем на 600 руб.
3) Найдем 25% от 600 руб.
25% = 0,25
600 · 0,25 = 150 (руб.)
(Ответ: примерно 150 руб.)
— Устно с помощью приема прикидки определите:
1) 19% от 102 кг (20 кг).
2) 52% от 697 руб. (350 руб.).
3) 26% от 810 м (200 м).
— Как вы думаете, для чего нужен прием прикидок? (Для скорости устного вычисления и для проверки письменных задач.)
V. Закрепление изученного материала
№ 486 (к—м) стр. 80 (у доски и в тетрадях).
— Что надо найти?
— Что такое 1%?
— Как найти несколько процентов от числа?
— Как перевести проценты в десятичную дробь?
Решение:
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
№ 501 стр. 81 (у доски и в тетрадях).
Решение:
1 способ
– в первый день.
– во второй день.
(части) — во второй день.
2 способ
(части) — во второй день.
— во второй день.
(Ответ: 0,3 части, продано во второй день.)
VIII. Повторение изученного материала
№ 522 стр. 84 (комментирование у доски и в тетрадях).
— Что неизвестно?
— Как узнать неизвестное вычитаемое?
— Как узнать неизвестное уменьшаемое?
Решение:
(Ответ: а) а = 17,6; б) b = 4,6.)
IX. Самостоятельная работа (15 мин)
Вариант I
1. Найдите: а) 15% от 8,4 р.; б) от 6,3 кг; в) 0,35 от 2,8 км.
2. Заготовлено 300 т топлива. В январе израсходовали 13,5% этого топлива, а в феврале 19,5%. На сколько тонн топлива израсходовали в феврале больше, чем в январе?
3. В колхозе под пшеницей занято 7/9 всего поля, под кукурузой 0,3 остальной площади, а оставшаяся площадь отведена под овощи. Сколько гектаров земли отведено под овощи, если вся площадь поля 450 га?
4. От куска материи отрезали сначала 30%, а потом еще 20% остатка. Сколько процентов куска материи осталось?
Вариант II
1. Найдите: а) 2,5% от 80 р.; б) 3/7 от 25,2 т; в) 0,18 от 3,5 м3.
2. Посадки леса занимают 420 га. Ели занимают 63,5% этой площади, а сосны 29%. На сколько гектаров площадь, занятая елями, больше площади, занятой соснами?
3. Учитель 0,4 урока объяснял материал, 5/9 остального времени урока ушло на решение задач, а оставшееся время учащиеся писали самостоятельную работу. Сколько минут учащиеся писали работу, если урок длился 45 мин?
4. Сначала продали 40% привезенного картофеля, а потом 30% остатка. Сколько процентов привезенного картофеля осталось?
X. Подведение итогов урока
— Расскажите, как найти несколько процентов числа.
— В какой области деятельности человека чаще всего встречаются процентные вычисления? (В магазине, на рынке, при оплате услуг, при подсчете изменения тарифных цен, в работе избирательной комиссии во время голосования, при банковских операциях.)
— Я думаю, что проценты еще не раз встретятся на вашем пути, еще не раз заставят вас поломать голову, удивят красивыми решениями, помогут в изучении новых предметов (химия, физика и др.)
Домашнее задание
№ 529, 532 стр. 85; № 534 (г) стр. 86; № 520 (2) стр. 84.