Ц е л и: развивать умения классифицировать имена существительные по типу склонения; ознакомить со вспомогательным приемом проверки безударных окончаний.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
И г р а «Поймай слово».
Учитель диктует слова (существительные мужского и женского рода с шипящей на конце). Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского.
Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, дочь, калач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, стриж, чиж, мышь, течь, вещь, дрожь.
– Существительные какого склонения записали девочки? А мальчики? Обоснуйте ответ.
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 72 по заданию учебника.
– Прочитайте сведения о языке на с. 105.
2. Упражнение 73 выполняют по заданию учебника.
III. Упражнение в склонении имен существительных и подборе проверочных слов.
1. Упражнения 74, 75 выполняют по заданию учебника.
– С какими окончаниями склоняли имена существительные? (Ударными и безударными.)
– Что можете сказать о написании ударных и безударных падежных окончаний? (Одинаково.)
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте сведения о языке на с. 107. Верно ли вы рассуждали?
IV. Самостоятельная работа.
Просклоняйте письменно слова:
в а р и а н т I – море;
в а р и а н т II – карта.
V. Итог урока.
– С какими орфограммами познакомились на уроке? Как проверить написание безударных падежных окончаний существительных?
Домашнее задание: упражнение 78.