Урок 5. РАСПОЗНАВАНИЕ СЛОВ ПО ВОПРОСАМ, ТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

0
772
программы

Цели: развивать умение ставить вопрос к слову; распознавать слова, которые обозначают предмет, признак предмета и действие предмета.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте предложение об осени, которое вы составили.

– Написание какого словарного слова вам нужно запомнить? (До свидания.)

III. Закрепление изученного.

На доске записаны слова: вет..р, грус..ный, гор..д, л..тит, р..чной, п..щит.

– Прочитайте слова. Объясните написание пропущенных орфограмм. (В слове ветер пропущена безударная гласная е, это словарное слово, букву е нужно запомнить, в слове грустный орфограмма – буква т, проверочное слово грусть и т. д.)

– На сколько групп можно разделить данные слова? (Эти слова можно разделить на три группы: предметы – ветер, город, признаки предметов – грустный, речной, действия предметов – летит, пищит.)

IV. Минутка чистописания.

– Составьте цепочку букв, обозначающих мягкие согласные звуки в глаголах (действия предметов), и напишите строчку до конца.

лтпщ …

– Какая буква здесь лишняя? (1) Лишняя буква – щ, она всегда обозначает мягкий звук [щ’], все остальные могут обозначать как мягкие звуки, так и твердые. 2) Лишняя буква л, она обозначает звонкий звук, все остальные буквы обозначают глухие звуки.)

V. Распознавание слов по вопросам.

1. Слово учителя.

– Что такое слово?

– Сегодня на уроке мы будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, признаки предметов и действия предметов.

2. Чтение сведений по языку. (упражнение 17.)

3. Работа над упражнением 18.

Работа выполняется «цепочкой» на доске и в тетрадях.

– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парты. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если слово обозначает предмет или действие предмета, вы наклоняетесь влево или вправо, если слово обозначает признак предмета, вы громко хлопаете в ладошки. Постарайтесь сосчитать, сколько я назову прилагательных.

Учитель называет слова: бегает, громкий, смех, облако, летит, самолет, быстрый, тихий, звонкий, тетрадь, азбука, рисует, разноцветный, учебный.

4. На доске запись:

Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

(По Г. Скребицкому.)

– Прочитайте.

– Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.

– Во втором предложении подчеркните главные члены.

5. Самостоятельная работа над упражнением 19.

– Почему о колокольчиках сказано кланяются, а о горошке – вьется?

VI. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет (имена существительные)?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предметов (глаголы)?

Домашнее задание. Упражнение 20.