Урок 48. Обобщающий урок по теме «Птицы».Тема урока: «Птичий калейдоскоп» — ярмарка знаний

0
631
кабинет

Цель урока: Углубить и обобщить знания о птицах, активизировать по­знавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.

Оборудование: Чучела птиц, рисунки и фотографии с изображениями птиц, таблицы по теме, выставка книг о птицах, картины художников, изобра­жающих птиц, плакаты с поговорками о птицах.

Ход урока

Сегодня мы урок посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые получили во время изучения темы «Птицы». Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное — на ярмарке — торг и товар. Ваш товар — шания, которые вам надо выгодно «продать». Команда, лучше других продавшая свои знания, станет победителем.

На каждой ярмарке есть торговые ряды. На доске названия торговых ря­дом, по которым нам предстоит пройти. Итак, начинаем торги.

Торговый ряд «Аукцион»

Выберите правильные ответы:

Какие приспособления к полету характерны для птиц:

а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря;

б) крылья; е) один яичник;

в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами.

г) легочные мешки;

Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пре­

смыкающихся в связи со способностью к полету:

а) череп; г) плечо;

б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей.

в) кисть;

Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете:

а) мышцы шеи; г) подключичные;

б) большие грудные; д) мышцы ног.

в) межреберные;

Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

зубов и челюстей:

а) зоб; в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник,

В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;

б) легкие;

Какая кровь находится в правой части сердца птицы:

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающ­

ихся:

а) передний мозг; г) мозжечок;

б) средний мозг; д) продолговатый мозг.

в) промежуточный мозг;

Какие органы чувств наиболее развиты улетающих птиц:

а) зрения; г) осязания;’

б) слуха; д) вкуса.

в) обоняния;

Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а

постепенно:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Торговый ряд «Птичий бумеранг»

Участники игры получают карточки-задания. По команде участники игры выполняют одно действие-задание в карточке и передают карточку по часо­вой стрелке следующему игроку, при этом передающий игрок получает зада­ние от соседнего игрока. Игра заканчивается, когда выполняется последнее задание. Игрок, не справившийся с заданием, не имеет права передвигать кар­точку. Он вправе попросить помощи у своей команды, при этом штрафуется снятием одного балла.

Каждый участник проверяет за 2 минуты возвратившуюся карточку — «бу­меранг» — и исправляет неверные, по его мнению, ответы. Затем карточки сдаются жюри.

Относится ли деревенская ласточка к семейству воробьиных? (да, нет)

Из перечисленных ниже птиц выберите представителей дневных хищных птиц:

а) сова-неясыть; б) орел; в) дятел; г) сплюшка.

Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют отряд дятлов:

а) упругий короткий хвост; в) загнутый крючкообразный нос °

б) рыхлое оперение; г) длинный клЮв.

Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.

Сова, кречет, коршун._____________________________

Относится ли филин к семейству совиных? (да, нет).

Какие из перечисленных ниже птиц относятся к воробьинообразным:

а) дятел; б) синица; в) глухарь; г) гусь.

Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют дневных хищных птиц:

а) пальцы имеют крючкообразные когти;

б) на ногах птиц зимой развивается «бахрома»;

в) короткий, широко раскрывающийся рот.

Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.

Стриж, дятел, ласточка._________________________

Торговый ряд «Заморочки из бочки»

Задания распределяются между командами путем жеребьевки.

В этом бочонке находится аналог застежки-«молнии», нашедшей приме­нение при изготовлении одежды, обуви… Автор застежки-«молнии»— американец В. Джудсон — получил с 1893 по 1905 пять патентов на ее изо­бретение. Какой природный аналог «молнии» находится в бочонке?

В бочонке находятся фотографии трех видов птиц, голоса которых ис­пользуются в одной из опер знаменитого русского композитора

Н. А. Римского-Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор? {«Снегурочка». Голоса кукушки, дроз- да-белобровика, снегиря).

В бочонке находится фотография птицы, которую кубинцы называют «пахро-моска» — птица-муха. Что это за птица?

В бочонке находится природный аналог, который помог построить в Дакаре, столице Сенегала, своеобразное здание театра, внутри которо­го нет ни одной колонны. Что это?

Торговый ряд «Загадочный»

Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: яйцо. Осторожно под­вигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Я йцо, которое находится у него «на закорках», падает из гнезда на землю, птенец-агрессор скатывается на дно гнезда… Минут 10—15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом, находящимся в яйце. Так и не успокоится, пока не выкинет их всех из гнезда. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. Что это за птенец?

Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились па экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель позвал ребят и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?» А одна девочка сказала: «Я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только название ее я вам не скажу, сами вспомните».

Учитель добавил: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездиться в это самое время. Оно для них самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идет речь? (Клест).

В тот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февраль­ский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое ще­бетание. По краю проруби у самой воды прыгала белогрудая птичка размером со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала на все лады веселую песню. Чтобы лучше ее рассмотреть, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху броси­лась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровно­сти. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка.

Iotom я узнал, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погру­жается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях. Спустя полминуты птичка вы­скочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появлялась на краю проруби. Ну и птица! На­стоящий водолаз! (Оляпка).

Новорожденный птенец, как только выбирается из хрупкой темницы — скорлу­пы, лежит некоторое время распластавшись. Он весь покрыт будто какой-то слизью. Направим на него поток теплого воздуха — он подсохнет, и скоро мы увидим, что одет он в густой пух. Птенец поднимается на слабеньких ножках, покачиваясь, озирается. И тут следует действие совершенно непонятное: если увидит он рядом с собой одновозра­стного своего брата или сестру, вышедших из другого яйца, тотчас бросается в бой, ста­рается ухватиться клювом за шею и задушить. А родной брат его с не меньшей энергией проделывает то же самое. Так упорно дерутся они, пока сильный не задушит слабого. А родители с полным спокойствием смотрят на это братоубийство и не вмешиваются.

Даже если игрушку резиновую, напоминающую птицу, поместить рядом с вышед­шим из яйца птенцом, он и на нее кинется с остервенением, как и на любую птицу сход­ных с ним размеров. Чьи это птенцы и почему они так поступают? (Птенцы журавля).

Торговый ряд «Систематический»

Рассмотрите рисунки. Подпишите названия отрядов и видов птиц, изобра­женных на них.

Учащимся предлагаются 6 карточек с изображением птиц, например ивол­ги, филина, серого гуся, куропатки, тетеревятника, серой цапли.

Торговый ряд «Строительный»

Кто построил этот дом?

Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птичьих гнезд. Возможные варианты: дупло желны, большого пестрого дятла, гнездо ре­меза, пеночки, камышевки, ласточки, дрозда.

Торговый ряд «Музыкальный»

Угадай, чья это песня.

Можно включить записи песен соловья, пеночки-тенковки, пеночки-тре­щотки, зяблика, токования глухаря, тетерева и др. в зависимости от наличия записей песен птиц.

Подведение итогов

Подсчет набранных баллов, награждение победителей. Наиболее актив­ные игроки получают специальные призы – это могут быть книги о птицах, кассеты с записями птичьих голосов и т. п.