Задачи: проверить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Урал»; использовать индивидуально-групповые формы работы; совершенствовать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях.
Ход урока
Форма урока – индивидуально-групповая (командная) игра «Восхождение».
Учитель. Ребята, мы завершаем работу над темой «Урал». Видите эту гору? (Учитель показывает рисунок на доске.) Очень хочется, чтобы вы на нее взошли. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Ведь вы много трудились.
Учитель объясняет правила игры. Играет шесть команд (4-5 человек в каждой). Каждой команде задается по одному вопросу или дается задание на каждом привале. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100 м (для этого и предназначены 6 разноцветных человеческих фигурок, заранее вырезанных). В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, т. е. отдают жетон тому, кто был ближе к правильному ответу. Выигрывает команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.
Игра «Восхождение»
У подножия горы. Старт. «Веришь – не веришь?»
Задания:
Соотнесите термин с определением.
Елань – обширная каменная россыпь и нагромождение камней на склонах и плоских вершинах.
Асимметрия – приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
Трог — поляна, пастбище, луг.
Курум – корытообразная долина, след древнего оледенения.
Цирк – различие в крутизне обращенных в разные стороны склонов горного хребта.
Горст – естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, образующееся при морозном выветривании.
Ответы: 1 -3; 2-5; 3 -4; 4- 1; 5 -6; 6-2.
Прив ал 1. «Исторический»
Вопросы:
Как Уральские горы назывались в древности?
(Рифейские, Каменный пояс, Камень, Земной пояс.)
Когда и в чьих работах появилось название «Урал»?
(С XVIII века, в работах знаменитого русского историка и географа В. Н. Татищева.)
Какие народы, кроме русских, живут на Урале?
(Башкиры, татары, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, ненцы.)
Где появились первые поселения русских на Урале?
(В верховьях Камы.)
Когда купцами Калинниковыми были созданы первые солеварни в селении Соль-Камское?
(В XV веке.)
Когда на Урале русские переселенцы стали добывать железную руду и стали выплавлять железо?
(В XVII веке.)
Привал 2. «Узнай меня»
Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Ин- зера, Сима, Ая и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассыпаны в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк – жемчужина Урала – по красоте своей не уступает многим прославленным озерам Западной Европы.
(Южный Урал.)
В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не заходящим за горизонт солнцем – всего лишь немногим более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах, и на равнинах.
(Полярный Урал.)
Природа этой части Урала наиболее изменена трудом человека. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 м. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами.
(Средний Урал.)
Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственницы, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны гор на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро-Илычский заповедник. Здесь встречаются феноменальные природные изваяния – обелиски и столбы – и не уступающие им по причудливости высокие колонны из сцементированных конгломератов и других стойких пород.
(Северный Урал.)
Эта часть Урала особенно дика и сурова. Горы подразделяются здесь на Большой Урал и Малый Урал. Глубокие ущелья разрезают горные массивы. Дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики – вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится именно здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя.
(Приполярный Урал.)
Замечательное творение природы. Находится в недрах каменной громады – Ледяной горы. Образовалось это чудо в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты.
(Кунгурская пещера.)
При вал 3. «Смекалка»
К торжественному гласу Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы С севера на юг.
(Ура-л.)
Четвертую ноту к предлогу добавишь – Название речки Урала составишь.
(У-фа.)
Местоимение с притоком Волги запишите,
В конце местоимение допишите.
В целом гору на Урале соберите.
(Вы-с-ока-я.)
Междометие – слог первый,
Среди птиц ищи второй.
Третий – буква. По Уралу Протекаю я рекой.
(Чу-сова-я.)
Река – возглас.
(Ай.)
В боях всегда идут со мною,
Частенько помогаю я штыку,
Но встречусь с буквою одною – И превращусь в реку.
(Ура-л.)
При вал 4. «Покажименя»
Задания:
Покажите на настенной карте:
Природные районы Урала.
5 рек Урала.
5 месторождений железной руды.
5 городов Урала.
Наивысшие точки природных районов Урала.
5 месторождений нерудных ископаемых Урала.
Прив ал 5. «Поэтический»
Урал! Опорный край державы.
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец…
Вопрос: Почему так описал Урал Твардовский?
(Урал обладает богатством недр. Из них черпали и продолжают добывать самое разнообразное сырье. С XVII века русские переселенцы стали добывать железную руду и выплавлять железо. Промышленность Урала – фундамент хозяйства страны в период индустриализации и во время Великой Отечественной войны.)
С. Щипачев пишет:
Урал. Он лег в мою строку.
Во всю длину размашисто и строго.
Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом.
Вопрос: Почему Урал поэт назвал «Каменным порогом»?
(Урал – складчато-глыбовые горы, расположенные между двумя тектоническими структурами: к западу – жесткий фундамент Русской платформы, к востоку — Западно-Сибирской платформы. Протянулся Урал от побережья Карского моря до степей Казахстана. Урал – рубеж между Европой и Азией.)
В. Бенедиктов говорит:
Кто скажет мне, что времени рука Не посягнет на зодчество природы?
Тут был обвал – исчезли высоты,
Там ветхие погнулись их опоры;
Стираются и низятся хребты,
И рушатся дряхлеющие горы…
Вопрос: О каких процессах идет речь?
(Уральские горы сформировались в области герцинской складчатости. Это древние горы. Большую роль в преобразовании рельефа Урала играют процессы выветривания и деятельность текучих вод. Продукты выветривания остаются в виде каменных россыпей на вершинах гор. На пологих склонах они медленно сползают под действием силы тяжести, образуя иногда каменные реки. На более крутых склонах перемещение продуктов выветривания создает осыпи.)
Когда-то над хребтом Урала Соляной свежести полна,
С ветрами запросто играла Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Вопрос: О каком времени идет речь?
(В первой половине палеозойской эры на месте современного Урала было море. Это неопровержимо доказывается наличием горных пород, образующихся на морском дне, и окаменелыми остатками животных, обитавших некогда в море. В палеозойской эре под воздействием глубинных сил земли и мощного давления с востока поднялись горы, но море еще долго шумело у их западного побережья).
М. Лермонтов пишет:
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
Вопрос: К какой части Урала можно было бы отнести эти слова?
(Приполярный Урал. Суровый климат. Тундра (горная) представляет суровую картину каменных россыпей — курумов, скал и останцов. Растения не создают сплошного покрова. Встречается древесная растительность.)
Справедливо ли высказывание:
«Молод Кавказ, потому и высок,
Древен Урал, потому и принижен».
Если нет, то почему?
(Выражение несправедливо: Урал, как и Кавказ, испытывал поднятие в альпийско-гималайскую складчатость, но амплитуда поднятий, их размах были гораздо меньше, чем на Кавказе.)
Прив ал 6. «Щедрая кладовая»
Тот камень чудесный с Урала Нежным светом зеленым манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут…
(Малахит.)
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и …
(Гранит.)
Найдем в нем много по приметам Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом …
(Изумруд.)
Из какого металла изделия светят?
(Вольфрам, из него делают волоски электрических лампочек накаливания.)
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен, отлично куется, Серебряный этот металл.
(Алюминий.)
Подведение итогов урока.
Учитель говорит, что не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из учащихся, хоть на короткий срок, стал исследователем, творцом. Они ощутили радость открытий, собственную значимость, проявили уважительное отношение к знаниям другого и жажду знаний.