Урок 44 ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
609

Ц е л и : развивать умения распознавать существительные 2-го склонения; сравнивать падежные окончания существительных среднего рода с твердой и мягкой основой.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают под диктовку слова:

На баобаб.., на барабан.., о львенк.., в берет.., в атлас.., о лыжник.., на карнавал.., без праздник.., о лес.., в дом.., на диван.. .

– Как проверяли написание безударных окончаний?

II. Словарная работа.

1.

? Лексическое значение записано н а д о с к е.

– торжественная форма приветствия или отдания почестей выстрелами, ракетами.

Отгадайте з а г а д к у:

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом.

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют.

Это праздничный… (салют).

? Этимология. Слово пришло из латинского языка, где означало «будьте здоровы».

2. .

? Лексическое значение записано н а д о с к е.

: 1) вид связи; 2) аппарат для телефонных разговоров.

Отгадайте з а г а д к у:

Если ты повертишь круг,

Заговорит далекий друг.

? Этимология. Слово образовано от греческого теле- – «далеко», фоне – «звук».

3. .

? Лексика. – отсутствие ограничений, того, что мешает жизни.

Р е б у с (учащиеся разгадывают и записывают ответ в тетрадях).

? Этимология. Слово свобода когда-то было родственно слову свой. Изначально свобода – «свое, собственное, отдельное от других положение».

4. .

? Лексика. – орган государственной власти.

? Этимология. Это слово произошло от глагола править.

III. Актуализация опорных знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 53.

– Что значит просклонять имя существительное?

Работу выполняют по вариантам:

в а р и а н т I в а р и а н т II

воробей сарай

– Откройте учебник на с. 74. Проверьте написание окончаний по таблице в упражнении 49.

IV. Формирование новых знаний.

1. С р а в н е н и е падежных окончаний существительных среднего рода.

– О существительных какого рода составлена таблица?

– Что можете сказать об окончаниях существительных? (Ударные.)

– Что можете сказать об окончаниях существительных, стоящих в форме И. п. и В. п.?

– В форме какого падежа у существительных с твердой и мягкой основой окончания одинаковы?

– Прочитайте задание под таблицей. Какой ответ вы дадите? Сравните его с сообщением в красной рамке.

V. Закрепление.

1. Упражнения 55, 56 выполняют по заданию учебника.

VI. Итог урока.

– С какими существительными работали на уроке?

– От чего зависит написание падежных окончаний существительных 2-го склонения среднего рода?

Домашнее задание: упражнение 57.