Цели: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают отрывок, который их больше всего рассмешил, из рассказа В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».
Затем учитель спрашивает детей о том, какие книги с рассказами В. Драгунского они принесли на урок.
– Захотелось ли вам дома прочитать какой-нибудь из рассказов?
– Какое настроение вызвали у вас произведения В. Драгунского?
– С каким чувством он пишет о своих героях?
Далее можно послушать нескольких учащихся с пересказом 1–2 рассказов В. Драгунского.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем рассказ о другом мальчике, вашем ровеснике, который однажды тёплым, весенним днём решил не пойти в школу…
– Рассказал об этом другой замечательный детский писатель Виктор Голявкин. Вот как это было.
Учитель и учащиеся читают рассказ В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
– Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему?
– Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик?
– Почему в ясный солнечный день ему было скучно?
– Чему учит рассказ В. Голявкина?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» (с. 29–34, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося (рассмешившего) эпизода, готовиться к чтению по ролям.