Урок 42 «ОН ПОЭТ РУССКИЙ В ДУШЕ» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ) (ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО) ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ ПО ЛИ

0
410
физика

Урок 42
«Он поэт русский в душе» (В. Г. Белинский)
(Лирика М. Ю. Лермонтова в оценке В. Г. Белинского)

Подготовка к письменной работе по лирике
М. Ю. Лермонтова

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о лирике Лермонтова; сформировать представление об особенностях лирического героя поэзии Лермонтова; выяснить, в чем жизненность и современность произведений поэта в наши дни; обсудить высказывания В. Г. Белинского о стихотворениях Лермонтова; развитие навыков написания литературного сочинения на одну из предложенных тем.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?

2. Стихотворения «Пророк» и «Поэт». Выразительное чтение наизусть. Восприятие, истолкование, оценка.

3. Что поражало современников в Лермонтове?

4. В чем жизненность и современность произведений поэта в наши дни?

5. Что сближает Лермонтова и его лирического героя? (Перечислите основные особенности лирического героя поэзии.)

6. Какую оценку дал В. Г. Белинский стихотворениям М. Ю. Лермонтова? Согласны ли вы с этой оценкой?

М. Ю. Лермонтов ворвался в русскую литературу как мятежник. Он имел смелость много высказывать «без прикрас и без пощады». Лирический герой лермонтовской поэзии активен, его влечет жажда действия и борьбы, ненависть к общественному строю, заинтересованность судьбами родины и народа. Но в то же время он грустит и тоскует от сознания своего одиночества. Одиночество лирического героя Лермонтова особое. Оно не навязано ему, а избрано им добровольно.

В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» (1840 г.) анализирует многие стихотворения поэта. «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собой создания великих поэтов» (В. Г. Белинский). Великий критик предсказывал Лермонтову историческое бессмертие: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах…» Белинский прав. Действительно, поэзия Лермонтова продолжает радовать и волновать, доставлять «неизгладимое эстетическое наслаждение».

II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова.

Темы:

1. «Он понимает любовь к родине истинно, свято и разумно» (Н. А. Добролюбов).

2. «Пусть я кого-нибудь люблю,

Любовь не красит жизнь мою».

(Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.)

3. Мятежный дух поэзии М. Ю. Лермонтова.

4. Пушкин и Лермонтов. Кто мне ближе?

5. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно». (Восприятие, истолкование, оценка.)

6. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.)

7. Стихотворение «Пророк» в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем. Прочитать главу «Бэла» («Герой нашего времени»).

поурочный план, 10 класс, русская литература