Урок 4. Лексика и фразеология
Цели: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный дик тант, задания по занимательной лингвистике, словарная работа.
Ход урока
I . Орфографическая разминка
Игра «Мягкий знак или твердый знак?»
Учитель называет слова. Если слово с твердым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким – левую. Некоторые слова не содержат ни твердого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака – поднимаем обе руки.
Темп игры зависит от уровня подготовки класса, но к концу игры темп желательно повысить. Слова, вызвавшие затруднение, желательно записать в тетради.
Сельдь, подъем, роскошь, мрачный, плащ, съешь, панцирь, фо тосъемка, ладья, молодежь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъе хаться, отрежьте, безъядерный, лучший, пенальти.
II . Проверка домашнего задания
Взаимопроверка упражнения 13. Устно объясняем постановку знаков препинания, называем однородные члены предложений.
III . Повторение темы «Лексика и фразеология»
1. Беседа по вопросам (с. 7).
Комментарий к вопросу № 3:
В приведенных в словаре учебника значениях слова «грамота» общим является значение «писать».
Комментарий к вопросу № 5 (примеры):
диалектизмы – баитъ (говорить), кочет (петух);
профессионализмы – суффикс, гипотенуза;
жаргонизмы – склянки (часы), полундра! (берегись!) (из мор ского жаргона);
устаревшие слова:
архаизмы – очи, ланиты (щеки);
историзмы – городовой, конка.
– В чем отличие архаизмов от историзмов?
Историзмы обозначают понятия, исчезнувшие из современной жизни: дворовый (в значении «крепостной человек, прислуживаю щий в доме помещика»), исправник – начальник уездной полиции в дореволюционной России; писало – костяная или деревянная па лочка Для выдавливания букв по бересте.
Архаизмы – устаревшие, вышедшие из общего употребления слова, сохранившиеся лишь в древних текстах и в поэтической речи: ланиты — щеки, лилейный – белый, чело – лоб и т. д.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 13: комментированное письмо.
Упражнение 16: выразительное чтение стихотворения (чита ет заранее подготовленный ученик), определение фразеологизмов {воду в ступе не толочь; и день и ночь; держи… в черном теле; не снимай… узды; дать… поблажку; последнюю рубашку… со рвет); выделение орфограмм (устно).
IV . Синтаксический разбор предложения
Своей подсказкой ты оказал мне медвежью услугу.
– Обратим внимание на фразеологизм {медвежью услугу) – нерасчленимое сочетание слой, которое в предложение служит дополнением.
V . Занимательная лингвистика
– По каким признакам можно сопоставить слова «барство» и «рабство» с точки зрения лексики? (Эти слова можно рас сматривать как антонимы. Кроме того, эти слова – ана граммы: они состоят из одних и тех оке букв.)
Домашнее задание
Вопросы с. 9.
Упражнения 14,’15.