Урок 38. ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ЕГО РОЛИ В ЯЗЫКЕ

0
636

Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие однокоренные (родственные) слова с корнями -ход-, -уч-, -лёт- вы подобрали и записали?

– Как пишется корень в однокоренных словах?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: з..мляк, з..млица, з..млянка.

к ч ?

– Если вы угадаете букву, которую нужно записать вместо вопроса, то вы узнаете, чем мы будем заниматься на минутке чистописания. (Слово земляк отвечает на вопрос кто?, поэтому написана буква к, слово землица отвечает на вопрос что?, отсюда буква ч. Слово землянка отвечает на вопрос что?, значит, на минутке чистописания мы будем писать букву ч.)

Ччеее Ччеее …

– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ч в цепочке с орфограммами однокоренных слов земляк, землица, землянка. В данных словах пропущена буква е, проверочное слово подземный.)

IV. Повторение изученного об однокоренных словах и корне слова.

1. На доске записаны слова:

т..снота

т..сный

т..снить

св..тлый

св..т

св..тает

р..бит

р..бь

р..бой

н..чевать

н..чной

н..чь

н..зкий

н..зина

зан..зить

– Напишите ряды однокоренных (родственных) слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное (или проверочные) слово (слова).

2. Ответьте на вопрос:

– Что называется корнем?

– Сегодня мы узнаем еще одну часть слова – окончание.

V. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части слова.

1) Работа над упражнением 130.

2) Знакомство с правилом на с. 60.

2. Наблюдение над ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении.

На доске записаны слова: На ветви лежат крупной росой.

– Можно ли назвать данные слова предложением? (Данные слова назвать предложением нельзя, потому что они не связаны между собой по смыслу.)

– Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой и получилось предложение. (На ветвях лежит крупная роса.)

– Отметьте значком □ ту часть слова, которую вы изменили.

– Как называется эта изменяемая часть слова? (Изменяемая часть слова называется окончанием.)

– Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)

– Как обозначается окончание? (Окончание обозначается значком □.)

– расскажите все, что вы узнали об окончании.

Окончание изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в предложении и обозначается значком .

– В написанных на доске словах определите окончания. Если я покажу на слово с окончанием , вы хлопаете в ладоши над головой. Если увидите любое другое окончание, потопайте ножками. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с окончанием .

На доске записаны слова: дерево, море, река, окно, коса, слоны, дорога, грибы, орехи, ученица, звезда, сады, сосна.

VI. Закрепление изученного.

1. Распознавание форм одного и того же слова и однокоренных слов. (Упр. 131.)

2. Восстановление деформированных предложений. (Упр. 132.)

VII. Итог урока.

– С какой частью слова вы познакомились на уроке?

– Расскажите все, что знаете об окончании.

Домашнее задание. Упражнение 133, правила на с. 60–61.