Урок 38
Тема: деление слов на слоги. перенос
Цели: научить учащихся делить для переноса слова с мягким знаком в середине; отработать навык переноса слов, когда слог состоит только из одной гласной; продолжать словарную работу.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 72, с. 103.
– Если бы эти буквосочетания были частью слов, можно ли их было перенести на другую строку? (Нет, это не слог, так как отсутствует гласный.)
– Сколькими способами можно перенести слово? (Одним.) Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
1. Выполнение упражнения 73 (по заданию).
2. «Незнайкин диктант».
– Вот как Незнайка перенёс слова. Где он ошибся?
О-лень, май-ка, лы-жи, Ю-ля.
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 74.
– Образуйте, если можно, новые слова.
– Сколько в них слогов?
– Сколькими способами можно разделить слова: пеньки, коньки, деньки? (Двумя.)
– Что заметили? Сделайте вывод.
Вывод: при переносе мягкий знак остается на строке.
2. Выполнение упражнения 75, с. 104 (по заданию).
– Какие словарные слова встретились в упражнении?
– Сегодня мы выучим правописание еще одного словарного слова.
– Переверните страницу и внимательно прочтите слово.
– Какую букву надо запомнить?
В этом вам поможет веселая запоминалка.
КОНЬКИ И КОНЬ
Конь нашел коньки и вот –
На каток теперь идет!
На коньках наш конь скользит.
«Посмотрите! – говорит. –
Мы с коньками, словно братья.
Их с собою буду брать я.
Падать в них совсем не больно!»
И коньки конем довольны.
А писать их будет он
С буквой «О», как слово «конь».
(Можно вывесить шуточный рисунок коня на коньках.)
– Помните о правописании этого слова при выполнении упражнений.
3. Выполнение упражнения 76, с. 105 (по вариантам).
4. Выполнение упражнения 77, с. 105.
– Чем отличаются выделенные слова?
– Объясните значение первого слова. Разделите его для переноса.
– Объясните значение второго слова. Разделите его для переноса.
– Запишите.
5. Устно выполнить упражнение 78, с. 105.
– Можно ли разделить эти слова для переноса? Почему?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?