Цели урока: Повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека.
Оборудование: Таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», тестовые задания, кроссворды.
Ход урока
Организационный момент
Разминка. Фронтальная работа по базовым вопросам
Часто можно услышать утверждение: «Змеи и ужи — …» Есть ли здесь зоологическая ошибка? Если есть, то какая?
Тело черепах защищено мощным панцирем. Может ли это животное на какое-то время освободиться от него? Почему?
Желтопузики спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки — с открытыми. Как это можно объяснить?
Пресмыкающиеся, как правило, — плотоядные животные. Какие животные этого класса потребляют растительную пищу?
В скелете змей отсутствует грудина. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
Глаза ужей, полозов, гадюк и других змей какое-то время бывают мутными. При наблюдении за ними создается впечатление, что животные ослепли. Как можно объяснить наблюдаемое явление?
Потомство пресмыкающихся появляется на свет похожим на взрослых особей, оно не проходит стадию личинки, как у земноводных. С чем это связано?
Северная граница распространения живородящей ящерицы заходит дальше по сравнению с северной границей распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?
Какие защитные приспособления имеются у пресмыкающихся?
Расскажите о значении пресмыкающихся в жизни человека.
Какую первую помощь следует оказать при укусе ядовитой змеи?
О Найдите «лишних».
Гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.
Полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.
Кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.
Гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.
Контрольные задания.
Тесты «Класс Пресмыкающиеся» (см. Приложение).
Кроссворд «Пресмыкающиеся» (см. Приложение).