Урок 37 РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
524
алгоритмы

Ц е л и: совершенствовать умения склонять имена существительные с ударными окончаниями, распознавать падеж; ознакомить с предлогами, которые употребляются только с одним падежом.

Х о д у р о к а

I. Словарный диктант.

З а д а н и е «Продиктуй товарищу».

Карточка 1

Багаж, пассажир, экскурсия, горизонт, инженер, костер, черный, желтый, алфавит, восток.

Карточка 2

Интересно, газета, командир, алфавит, карандаш, иней, председатель, автомобиль, путешествие, космонавт.

II. Актуализация опорных знаний.

– Просклоняйте существительные: весна, стрела.

– Что изменилось при склонении существительных?

– Что записали в тетрадь: разные формы одного и того же слова или однокоренные слова?

III. Формирование новых знаний.

1. З н а к о м с т в о с управляющими словами.

Упражнение 25 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Прочитайте слова, от которых задается вопрос к выделенным существительным.

– Прочитайте сведения о языке на с. 77. Как называют такие слова?

2. Н а б л ю д е н и е над предлогами, употребляющимися только с одним падежом.

Упражнение 26 учащиеся выполняют по заданию учебника: одновременно на доске и в тетрадях.

Р. п. без воды, без

Р. п. до воды, до

. . . . . . . . . . . . . .

– Что вы заметили, выполнив работу? (От предлога можно задать вопрос к существительному; некоторые предлоги употребляются только с одним падежом.)

– Прочитайте сведения о языке на с. 78.

– Верно ли вы рассуждали?

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 27. Комментированное письмо.

2. И г р а «Кто быстрее». Работа в парах.

Н а д о с к е записан текст стихотворения. Нужно определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении.

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашел я, не знаю куда,

Дорожку домой,

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

К. Рейс

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называют управляющими словами?

– Можно ли по предлогам определить падеж имени существительного?

– Какие предлоги указывают только на один падеж?

Домашнее задание: упражнение 28.