Цели: подвести учащихся к решению вопроса, кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое; сообщить, почему это произведение является любимым для автора; развивать речь учащихся, дав им задание – написать сочинение-рассуждение по произведению.
Эпиграф:
Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.
Иноходец в пути не товарищ.
Пословицы
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Анализ VI части рассказа.
Из текста рассказа читатели знают, что после неудачного побега Жилин и Костылин находятся в глубокой земляной яме, под строгим контролем хозяина и постоянной угрозой погибнуть. Герои рассказа приуныли. И вдруг лучик надежды: «Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина».
Вопросы:
– Что заставило Дину прийти к яме проведать Жилина?
– Почему на другой день Дина задерживается? (Девочка прийти не могла, так как у мечети проходило собрание татар. Жилин понял из разговора, «что русские близко подошли, и боятся татары, как бы в аул не зашли, и не знают, что с пленными делать».)
– Какую новость принесла Дина? («Иван, тебя убить хотят. …А мне тебя жалко…»)
Итак, стало понятным, что татары приняли решение избавиться от Жилина.
– Почему татары так по-разному относятся к героям? (Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное – он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин – активный враг, опасный. Костылин – пассивный, опасений не вызывает.)
– Можно ли утверждать, что татары-захватчики с уважением относятся к Жилину? Вспомните, они называли его джигитом! (Плен, тяжелые условия содержания не сломили Жилина. Он не потерял своего человеческого достоинства, самоотверженности души, он Боец, он Человек*.)
– Кого же из героев можно назвать «кавказским пленником»?
III. Составление плана рассказа о том, как Дина помогла бежать Жилину.
Записать на доске.
План
1. Тайная помощь Дины.
2. Под страхом смерти в яме.
3. И вновь помощь Дины.
4. Татарский аул позади.
5. Колодки сбить не удалось.
6. Прощай, Дина!
IV. «Кавказский пленник» – любимый рассказ Л. Н. Толстого.
Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».
Что вы можете сказать о языке рассказа: прост или сложен, понятен или недоступен?
V. Работа над пословицами, отвечающими содержанию рассказа.
Задание: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?
Ответ:
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Друга на деньги не купишь.
3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
4. Иноходец в пути не товарищ.
5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица.)
6. Береги честь смолоду, а кафтан снову.
7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть.
8. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
VI. Подготовка учащихся к написанию сочинения.
1. Предлагаемые темы:
Друзья и враги главного героя. Жилин и Костылин: разные судьбы.
2. Беседа.
– Подумайте и выберите тему сочинения.
– Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему?
3. Сообщение сложной схемы построения работы.
Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном.
4. Работа над словом «рассуждение».
Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». (Сочинение должно быть с элементами рассуждения.)