Урок 35 СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»

0
651

Урок 35 СТИХОТВОРЕНИя В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»

Цели: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.

Методические приемы: чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание подготовленных ответов учащихся по вопросам 5, 7 (с. 223).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Вспомните, что называется стихотворением?

– Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе – тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)

Учитель. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом. И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!

2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

Задание: прочитать наизусть стихотворение «Русский язык».

– Как вы понимаете начало? (Читая первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о» – «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» – это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)

– Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (написано 2-стопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый (о, а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).

3. Работа по учебнику.

1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».

– Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)

– Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)

2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

– Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (ответ в заглавии. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)

4. Знакомство учащихся со стихотворением «Воробей».

Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…»

1) Анализ стихотворения по схеме.

Стихотворение проецируется на экран.

– Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

1) Тема. Основной сюжет.

2) Главная мысль.

3) Главный герой.

4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?

5) Средства художественной выразительности, использованные
писателем.

2) Чтение стихотворения учителем.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах – главная мысль стихотворения. Воробей – главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный, искаженный вид. Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Собака – громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие эпитеты (героическая птица), эмоционально окрашенные сказуемые: упал камнем, замирал, жертвовал собой и т. п.

3) Самостоятельная работа (составление простого плана этого стихотворения).

– Составьте простой план этого стихотворения в прозе.

1) Возвращение с охоты.

2) Собака чует дичь.

3) Воробышек на дороге.

4) Подвиг старого воробья.

5) Его ужас, трепет.

6) Сила любви побеждает.

7) Размышления автора над увиденным.

8) Только любовью держится жизнь!

5. Краткое сообщение о стихотворении «Голуби».

Та же тема и в стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого холма, автор заметил, что птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада, надвигались. И вдруг по синеве тучи что-то замелькало; «ни дать ни взять белый платочек или снежный комок». «То летел со стороны деревни белый голубь» и «потонул за лесом». «Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка… два белых голубя». Буря сорвалась. «…под навесом крыши… рядышком сидят два белых голубя… и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда».

– «И мне хорошо, глядя на них…» Как объяснить, чему он рад. (Тому, что голуби вместе. Автора не гложет зависть. На душе у него стало теплее, радостнее. Такой человек достоин счастья. И он обретет его!)

Вывод. «Стихотворения в прозе» трогают поэтичностью картин, трепетностью авторского слова. Да, это стихотворения, хотя и в прозе, благодаря присущей им ритмичности (ритм – повтор тех или иных сходных групп слогов по долготе и краткости, по ударности и безударности), лексико-синтаксическим повторам, интонационной экспрессии, подчеркнутой авторским тире и отточием. («Нахохлились оба (голубя) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…» Хоть я и один… один, как всегда».)

6. Работа по стихотворению «Порог (сон)». (На каждую парту учащимся раздается текст стихотворения с заданием.)

– Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?

– Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Порог (сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему у героини нет имени? Как переданы мысли и чувства автора?

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

– О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что тебя ожидает?

– Знаю, – отвечает девушка.

– Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

– Знаю.

– Отчуждение полное, одиночество?

– Знаю… Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

– Не только от врагов – но и от родных, от друзей?

– Да… и от них.

– Хорошо. Ты готова на жертву?

–Да.

– На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!..

– Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

– Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

– И на преступление.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

– Знаешь ли ты, – заговорил он наконец, – что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою молодую жизнь?

– Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

– Войди.

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

– Святая! – пронеслось откуда-то в ответ.

– Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание, аллегорическое. Порог – решение и одновременно такой коренной перелом в жизни, что с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не дает героине имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», то есть голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» – слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.

V. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание: попробовать самим сочинить стихотворение в прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).